Институциональная среда инфраструктуры инновационного типа устойчивого развития

Инвариантность инфраструктурного обеспечения понимается нами, как процесс моделирования базовых инфраструктурных элементов под воздействием внешних и внутренних факторов кластера с учетом его отраслевой специфики. Специфика инновационных отношений внутри кластера позволяет моделировать степень участие того или иного элемента инфраструктуры, но при этом ее модель остается без изменений. При этом следует учитывать, что моделирование инфраструктурных элементов следует рассматривать в сочетании институциональной инфраструктуры и инновационной инфраструктуры, что в свою очередь формирует такой показатель инфраструктурного обеспечения как «непрерывность инфраструктурного обеспечения».

Непрерывность инфраструктурного обеспечения следует рассматривать в рамках срока инновационного цикла. Следует учесть, что на каждой фазе инновационного цикла необходимо вовлечение того или иного инфраструктурного элемента, т.к. в совокупности это проводит к той или иной инфраструктурной модели сопровождающий инновационный процесс. Особое значение показателя непрерывности инфраструктурного обеспечения можно наблюдать на стадии коммерциализации нововведения, именно здесь происходит соединение институциональной инфраструктуры, рыночной и инновационной.

Эффект инновационных отношений внутри системы определяется тем, насколько эти отношения коммерциализовались. Процесс коммерциализации как таковой, предполагает вовлечение всего инфраструктурного механизма в этот процесс. Так как инфраструктурные элементы выполняют роль усилителя процесса передачи технологий, то инфраструктурное обеспечение нуждается в четко выраженной системности, в основе которой заложена подсистема «наука-инфраструктура-производство».

Поэтому возникает необходимость инфраструктурного обеспечения инновационных процессов, что способствует качественному изменению экономических систем. Переход от одного типа системы к другому означает часто бинарный переход от одной институциональной среды и одной инфраструктуры, обеспечивающей инновационный процесс, к другой. При этом возникают необходимость совершенствования и развития «институциональной инфраструктуры» в системах, где наблюдается тенденция сближения научного и производственного секторов, и в системах, где усиливается их обособление и преобладающей является логика их постепенного «расхождения».

В свою очередь, инфраструктурное обеспечение также следует рассматривать как трех факторную модель, т.е. взаимодействие рыночного, инновационного и институционального факторов. Взаимодействие внутри выделенных уровней формирует базовое направление для инфраструктурной подсистемы (элемента), при этом следует учесть, что при формировании базового направления будут формироваться новые интегрированные направления взаимодействия инфраструктурной подсистемы с учетом трех уровней инфраструктурного взаимодействия. Трехфакторный подход позволяет говорить о системности инфраструктурного обеспечения сохранения качественной специфики инновационно ориентированных систем внутри каждого из уровней (см. рисунок 3.2.3) .

Инфраструктурное обеспечение зависит от типа экономической системы и имеет определенную форму организации и функционирования, обладающую общими чертами, но главным преимуществом инфраструктуры является ее инвариантность в зависимости от влияния одного из трех вышеуказанных факторов. Каждый из факторов формирует свою подсистему инфраструктурного обеспечения (см. таблица 3.2.1).

Таблица 3.2.1

Трехфакторная модель инфраструктурного обеспечения инновационного типа устойчивого развития

Уровень

Инфраструктурное обеспечение

Инновационный фактор

Рыночный

фактор

Институциональный фактор

Микро

(предприятие)

Трансферт

инновационных технологий/ продуктов

Экспертиза и финансирование проектов

Набор формальных и неформальных норм

Мезо

(комплекс)

Инновационный потенциал

Инвестиционный потенциал

Институциональные условия

Макро

(регион)

Инновационный тип развития

Инвестиционная привлекательность

Институциональная среда

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8