Институциональная среда инфраструктуры инновационного типа устойчивого развития
На сегодняшний день многообразие институциональных условий определяется особенностью модели институциональной среды, которая отражает уровень развития экономики, науки, социальные, культурные и исторические особенности.
Процессы взаимодействия структурных элементов основаны на правилах и нормах, которые осуществляются с помощью организационных механизмов, все это в совокупность образует институциональную среду, которую следует рассматривать как базовую составляющую инновационного типа развития устойчивого развития на мезоуровне. Формирование институциональной среды инновационного типа устойчивого развития подвержено влиянию экономических, социальных, демографических и географических факторов, что определяет специфику институциональной региональной среды (рис. 3.2 1).
Полнота институциональной среды формирует гарантии сбалансированного и гармоничного развития производственных процессов. Важно соответствующим образом отрегулировать и отладить связи между ее элементами, т.е. выработать определенные правила взаимодействия между хозяйственными субъектами по поводу производства, потребления обмена и распределения ресурсов и продуктов, оборачивающихся в хозяйственной системе. Эти правила, регулирующие интенсивность осуществления институциональных функций, и представляют собой хозяйственный механизм. В совокупности полнота и сбалансированность институциональной структуры и хозяйственного механизма определяет сбалансированный характер функционирования экономики. Наивно поэтому полагать, что дисбалансы и дефициты возникают из-за нехватки отдельных ресурсов или недостатков структурной политики. Основная причина разбалансированности экономики - разбалансированность хозяйственного механизма и несовершенство институциональной структуры.
Очевидно, что в различных сферах деятельности при общности экономических условий имеются свои специфические черты. Связаны они с разными целевыми установками субъектов деятельности, с неодинаковыми критериями оценки того, что считать успехом или неуспехом функционирования. Обеспечение потребностей общества, прибыль, завоевание или удержание рынка - все это примеры разных целевых установок, реализация которых требует "подстройки", доводки хозяйственных норм и правил с учетом характера конкретной деятельности.
Следует учесть, что формирование институциональной среды происходит под влиянием ряда факторов с учетом элемента модальности.[7] В данном случае, мы понимает под модальностью - необходимость выстраивания правил и институтов под те требования, которые формируются в данный момент времени институтами власти и институтами собственности в рамках инновационного развития экономических систем. В тоже время, как показывает практика, направления и приоритеты устойчивого развития, иногда опережают процесс формирования самой институциональной среды. Это в свою очередь приводит к дисбалансу институтов, что вполне можно считать блокирующим фактором экономического развития систем, например доминирование институтов власти над институтами собственности. Таким образом, следует учесть, что формирование институциональной среды следует рассматривать как процесс целостный и логически выстроенный, только в этом случае можно предполагать гармоничное развитие экономических систем.
Само существование институтов говорит о том, что действия и процессы зависят друг от друга и влияют друг на друга, что они вызывают последствия (экстерналии, или внешние эффекты), учитываемые экономическими системами. Следует не забывать, что институты выполняют функцию ограничений в задачах принятия экономических решений. Ограничивая возможные способы действий и линии поведения, институты также выполняют функцию координации действий и обуславливает возникновение координационного эффекта. Суть его заключается в обеспечении экономии для экономических агентов на издержках изучения и прогнозирования поведения других экономических агентов. Тем самым, координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты.
Необходимость координационного эффекта ярко выражена в сфере инновационного типа устойчивого развития хозяйственных систем. Снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое наличием институтов, позволяет планировать и осуществлять долгосрочные инвестиции в инновационные процессы, добиваясь создания большей стоимости. Кроме того, как показывает практика, средства сэкономленные на исследовании и предсказании поведения контрагентов, также могут быть использованы в производственных целях, усиливая координационный эффект. В условиях же неопределенной среды, при отсутствии действующих институтов, экономические агенты не только сталкиваются с низкой ожидаемой выгодой от намечаемых инвестиций, но и вынуждены расходовать средства на различные меры предосторожности при осуществлении хозяйственных мероприятий, например на страхование сделок. Тем самым, координационный эффект выступает одним из тех механизмов, посредством которых институты оказывают воздействие на эффективность функционирования инновационного типа устойчивого развития.