Методологические аспекты формирования институтов устойчивого развития
А.Пигу, использовал понятие внешних эффектов для объяснения необходимости государственного вмешательства. В тоже время Р.Коуз утверждал, что четкая спецификация прав собственности – ключевой фактор, определяющий потенциальную роль государства и ее пределы. Д.Норт определял границы государственного регулирования в соответствии государственной модели «контрактной» или «эксплуататорской». Роль «контрактного государства» согласно теории Р.Коуза о трансакционных издержках сводится к поиску оптимального решения, когда затраты от государственного вмешательства будут меньше, чем затраты, связанные с нестабильность внешней среды. Институты могут как снижать, так и повышать трансакционные издержки. Совокупность формальных и неформальных институтов влияет на распределение экономических ресурсов и доходов.
На основании вышеизложенного, появилась иерархия институтов, предложенная И.В. Бережным и В.В. Волчик [8], предлагают следующую типологию:
1. Институты высшего порядка (институциональная среда) - определяют направление развития экономической системы.
2. Институты первого порядка (собственность, этические и правовые нормы).
3. Институты второго порядка (рынок ценных бумаг, органы социального страхования, банковская система и т.д.).
Уточняя данную типологию, можно отметить, что к институтам второго порядка относится непроизводственная сфера обеспечивающая процесс производства, т.е. инфраструктура. Поэтому, мы считаем возможным, рассматривать инфраструктуру устойчивого развития, как институт второго порядка.
Интенсивность влияния институтов второго порядка зависит от степени развития институциональной среды и доминирования в ней институтов. Эффективность доминирующих институтов зависит от уровня трансакционных издержек. Более того, эффективность структуры рынка всецело зависит от уровня трансакционных издержек. В экономической литературе выделяют следующие формы трансакционных издержек:
- издержки вычленения;
- издержки поиска информации;
- издержки ведения переговоров;
- издержки измерения;
- издержки масштаба;
- издержки спецификации и защиты прав собственности;
- издержки оппортунистического поведения.
В российской экономической традиции наиболее часто используется классификация, данная Р.И. Капилюшниковым [8], в соответствии с которой выделяется пять основных классов издержек:
1) информационные издержки – связанные с получением и обработкой информации.
2) заключения контрактов – затраты связанные оформлением договорных отношений между сторонами;
3) измерения – издержки измерения инвестиционных рисков, т.е. затраты связанные с потерями из-за неточности измерения доходности (упущенная выгода) и надежности контрагента (убытки);
4) спецификации и защиты прав собственности – издержки, связанные с четким определением прав и обязанностей участников договорных отношений, затраты по защите своих прав;
5) оппортунистического поведения – издержки для предотвращения нарушения обязательств и издержки по устранению последствий такого нарушения.
Для эффективного функционирования экономической системы, основанной на рыночном механизме, особое значение выполняют институты, снижающие вышеуказанные трансакционные издержки. Минимизация трансакционных издержек способствует формированию рынка капитала, что становится фактором развития эффективных отраслевых структур с преобладанием системообразующих отраслей, повышается стимул к инновационному типу развития. Снижение трансакционных издержек, изменение их структуры есть необходимое условие формирования гибкой и сбалансированной структуры рынка, ориентированный на инновационный тип развития устойчивого развития при условии рационального использования ограниченных ресурсов. Именно формирование инфраструктурного механизма взаимосвязи трансакционных издержек и крупного производственно-хозяйственного комплекса, анализ эффективности представляется актуальным. Базой инфраструктурного механизма являются институты второго порядка, а именно инфраструктурные элементы. С одной стороны эффект от внедрения институтов второго порядка достигается за счет снижения фактора неопределенности, что в результате приближает состояние системы к устойчивому, с другой формируют границы свободы действий системы, что способствуя достижению локальных интересов.