Методологические аспекты формирования институтов устойчивого развития
В составе институтов Д.Норт выделяет три главные составляющие:
- неформальные ограничения;
- формальные правила;
- механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил.
Неформальные институты образуются спонтанно, без чьего-либо сознательного замысла, как результат взаимодействия субъектов хозяйствования, преследующих собственные интересы. Именно этот факт способствовал появлению «теории игр» Дж.Нэша, ставшей популярным инструментом неоинституциональных исследований.
Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно, в основном – силой государства. Следует отметить, что формальные правила допускают резкую одномоментную ломку, особенно в периоды реформ, когда неформальные институты меняются постепенно. По мнению Д.Норта, российская революция 1917 года, самая решительная перестройка всей институциональной структуры общества, но и она не смогла отменить множества прежних неформальных ограничений.
На наш взгляд, следует отметить, что особенностью российский реформ является то, что они либо копировали успешно функционирующие институты запада либо предполагали их формирование автоматически. Это привело к причинам, по которым формирование формальных и неформальных институтов российской экономики затруднено. Во-первых, была нарушена непрерывность исторически сложившихся институтов дореволюционной России, определяющих правила игры предпринимательского сектора. Во-вторых, большое влияние на процесс формирования институциональной сферы оказал период централизованной плановой экономики.
Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет сложный характер. По мнению А.Аузана [5], соотношение проявляется при следующих ситуациях:
1) формальное правило вводится на базе позитивно проявившего неформального правила;
2) формальное правило вводится для противодействия сложившимся неформальным нормам;
3) неформальные правила вытесняют формальные, если последние порождают неоправданные издержки у их субъектов, не приносящих выгод ни государству, ни гарантам таких правил;
4) возникающие неформальные правила способствуют реализации введенных формальных правил.
Очевидно, что институты взаимосвязаны, взаимообусловлены и обеспечивают функционирование экономической системы только в совокупности между собой. Существуют институты системообразующие, которые определяют тип экономического порядка, и институты, составляющие ту или иную систему, т.е. институты первого порядка и второго (составляющие систему) порядков. Все институты независимо от разнообразия их природы подчиняются единому механизму представленному на рисунке 3.1.1.
Следует также отметить, что наблюдается некая оппозиция «формальные – неформальные правила», это проявляется противоречивой ролью государства, с одной стороны как ведущего экономического института, а с другой стороны как субъект и как объект трансформации. Если формальные правила не сформированы, то такой экономический институт как государство оказывается во власти групп интересов, которые превалируют над отраслевыми и региональными интересами. Это приводит к образованию «институционального коллапса», блокирующего возможности свободного функционирования формальных норм и правил. Вместе с тем, следует учесть эволюционный характер формирования институционального развития. Большое влияние в формировании институтов устойчивого развития на мезоуровне, оказали трудности плановой централизованной экономики СССР и экономических реформ начала 90-х годов.