Концепция экологической безопасности на 2004–2015 годы
Казахстанская Концепция перехода к устойчивому развитию на 2007–2024 годы (КПУР) направлена на достижение баланса между экономическим и экологическым развитием и охраной окружающей среды, не ущемляя при этом международной конкурентоспособности экономики страны на международном уровне. Важно также учитывать связи между экономической активностью и окружающей средой для оптимизации неизбежных компромиссных решений с точки зрения всего общества. Это требует институциональных преобразований, которые обеспечивают соответствующее участие и интеграцию проблем экологической политики в эти стратегии развития. Национальный совет по устойчивому развитию, вместе с Министерством охраны окружающей среды, в роли исполнительного органа Совета, несет ответственность за осуществление Концепции. Однако, инструменты межсекторального подхода и интеграции окружающей среды в такие сферы, как энергетика, транспорт и сельское хозяйство все еще не достаточно развиты. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в вопросах снижения уровня бедности, многое еще предстоит сделать для улучшения экологическых условий и повышения общего качества жизни, в особенности в сельских районах [7]. В целом, участие гражданского общества в процессе стратегического планирования и реализации УР остается относительно ограниченным, но постепенно увеличивается[39].
Для достижения лучшего баланса между сферами экономической, экологической и экологической политики, Правительство, через Национальный совет по устойчивому развитию, должно:
• усилить координирующую роль Министерства охраны окружающей среды в повышении уровня сотрудничества между компетентными министерствами для обеспечения адекватной интеграции экологических и экологическых вопросов в секторальную политику и стратегии;
• наделить МООС ответственностью за проведение анализа проектов секторальной политики и стратегий на их соответствие принципам устойчивого развития;
• повысить уровень партнерства и прозрачности в разработке и реализации программ устойчивого развития на национальном и местном уровне с привлечением всех основных заинтересованных сторон, включая гражданское общество и НПО.
Региональное планирование УР должно быть развито на территориальном уровне в восьми «зонах УР», соответствующих восьми речным бассейнам страны. В ряде регионов уже начата разработка собственных программ и планов действий по УР, например, в Балхаш-Алакольском бассейне, Алматы и Астане. Однако в других регионах, в частности, в сельских районах, прогресс еще не велик. Недостаток информированности и потенциала на местном уровне сдерживали разработку и реализацию действий, относящихся к Концепции. Региональные планы УР и программы территориального развития, частично выполняемые в сотрудничестве с международными организациями, используют отличающиеся друг от друга подходы, что может привести к дублированию и возникновению противоречий при отсутствии адекватного межсекторального сотрудничества и механизмов координации. Более того, национальных исследований и информации по УР на стадии реализации Концепции недостаточно. Совершенствования в этих направлениях позволят усилить видимость политики УР страны на международном уровне.
Разработка, планирование и осуществление политики.
Для поддержки реализации Концепции перехода к устойчивому развитию на 2007–2024 годы на региональном и местном уровнях, в особенности, в сельских районах, Правительству следует [31]:
• усилить межсекторальное сотрудничество и координацию на региональном и местном уровнях через создание местных межсекторальных координационных советов и рабочих групп по разработке и реализации программ устойчивого развития;
• усилить развитие потенциала на местном уровне, например, через организацию обучения представителей местных органов управления разработке программ устойчивого развития на территориальном уровне, включая доступ к международному опыту в этой области;
• разработать образовательные программы и поднять уровень информированности
общественности по вопросам устойчивого развития, включая обязанности местных органов и других основных заинтересованных сторон, включая широкую общественность.
Фонд устойчивого развития «Казына», созданный в 2006 году, является новым механизмом координации инвестиционных проектов. Он нацелен на развитие экономической диверсификации и конкурентоспособности. В принципе, стратегия, направленная на продвижение интеграции экологическых и экологических аспектов в соответствующие отраслевые инвестиционные стратегии, может принести значительные экологическые выгоды, обеспечивая продвижение УР. Однако на сегодняшний день такой стратегии нет. Очевидно, возникает необходимость расширения мандата Фонда, в который следует включить финансирование экологических проектов и проектов, интегрирующих компоненты УР и охраны окружающей среды.