Развитие и поддержка предпринимательства в Республике Беларусь
В соответствии с Указом Президента № 703 от 24 декабря 2008 г. с 1 января 2009 г. для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, отменена необходимость таможенного оформления товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации. В то же время усилена ответственность индивидуальных предпринимателей за неуплату единого налога и осуществление хозяйственной деятельности без лицензии[15, c.34].
Упорядочено проведение проверок. Согласно Указу № 689 от 19 декабря 2008 г., проверки хозяйственной деятельности предпринимателей могут проводиться только при наличии достоверных данных о совершаемых ими нарушениях законодательства. Периодичность проверок государственными органами санитарного состояния, строящихся и реконструируемых объектов и безопасности условий труда теперь установлена не менее чем через год после проведения ими последней проверки субъекта хозяйствования.
Это далеко не полный перечень принятых нормативно-правовых актов и мер, которые должны стать основой интенсивного развития предпринимательства в 2009 г[5, c.13].
Решительные шаги в создании условий для успешной работы предпринимательского сектора, снижение административных барьеров и улучшение деловой среды были отмечены международными организациями. Индекс деловой среды, во многом являющийся ориентиром для зарубежных инвесторов, за прошедший год был значительно улучшен. Согласно рейтингу условий ведения бизнеса Всемирного банка «Doing Business 2009», Республика Беларусь за последний год поднялась на 30 пунктов - со 115 на 85 место. В процессе формирования рейтинга проводится анализ экономического развития в 181 стране мира на предмет выявления препятствий в ведении бизнеса по 10 показателям государственного регулирования предпринимательской деятельности, учитывающим время и стоимость выполнения требований для ее открытия и ведения, внешней торговли, уплаты налогов, а также закрытия.
В 2008 г. открылся учрежденный Европейским банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией ЗАО «Белорусский банк малого бизнеса». Новый банк будет специализироваться на финансировании малого и среднего предпринимательства, предоставлять кредиты в размере от 100 до 200 тыс. долл. (в первую очередь микрокредиты до 10 тыс. долл.) индивидуальным предпринимателям, микро-, малым и средним предприятиям. Первоначально он будет работать в Минске и Минской области, затем в течение четырех лет планируется открытие филиалов во всех областях республики.
Недостаточной является финансовая поддержка малого предпринимательства. Одним из вариантов улучшения ситуации может стать развитие системы гарантирования кредитов для малого предпринимательства, субсидирование государством части процентной ставки по банковским кредитам. При этом необходимо ежегодно определять объемы такой поддержки в республиканском и местных бюджетах.
Важным шагом развития и поддержки малого предпринимательства должно стать обязательное законодательное закрепление доли малого бизнеса в обеспечении государственных закупок товаров (работ, услуг) в размере не менее 15% от общего их объема. Это потребует внесения соответствующих изменений в существующую систему.