История возникновения Свободных экономических зон в России
1) Дальний Восток удален от главных экономических центров страны и географически близок к странам Тихоокеанского бассейна.
2) Хозяйство Дальнего Востока соединено с остальной экономикой страны в основном через технологические кооперационные связи.
3) Структуры производства и потребления Дальнего Востока и ряда государств Азиатско-тихоокеанского региона характеризуются взаимо дополняемостью.
4) Дальний Восток располагает обеспеченными природными ресурсами, обширное промышленное освоение которых ввиду дефицита денег и материально-технических ресурсов у центрального правительства и слабого развития местных инвестиционных отраслей реально может быть только при условиях широкого привлечения иностранного капитала и технологий.
Вовлечение широких территорий Дальнего Востока в международное разделение труда в Азиатско-тихоокеанском регионе является желательным действием для государств этого региона и России, но, остается много вопросов, связанных с привлечением иностранного капитала и технологий. Это, прежде всего низкие достоинства инвестирования, а также обострение конкуренции в Азиатско-тихоокеанском регионе за привлечение иностранного капитала, что является серьезным вызовом экономике Дальнего Востока, испытывающей острую потребность в денежных и материальных ресурсах. Поэтому в условиях, когда инвестиционный климат дальневосточного региона еще не вышел на уровень интернациональных стандартов, принципиальное значение приобретает проведение политики, направленной на ускорение формирования более подходящего микро-инвестиционного климата на отдельных территориях, где внедрение дополнительных преференций и концентрация имеющихся денежных ресурсов могут дать больший экономический эффект и провоцировать структурную перестройку. В этом смысле надежды связываются конкретно со свободной экономической зоной " Находка ", первой свободной экономической зоной на Дальнем Востоке и в России в целом. Успешное начало работы СЭЗ можно связать с 3-мя факторами:
1) наличие главенствующего ресурса-местности свободной экономической зоны, особое географическое положение региона, дающее возможность создать наикрупнейший в России транспортный узел;
2) достаточно эффективная работа с правительством Российской Федерации, позволившая при отсутствии стабильной экономической и законодательной политики в органах власти все же обеспечить таковую на местном уровне;
3) квалифицированная и результативная работа управляющего персонала компаний свободной экономической зоны по созданию в ней собственников и атрибутов рыночной экономики.
Очень важно было не столько достигнуть льгот и преференций, сколько создать механизм настоящих продвижений инвестиций, создать мягкий инвестиционный климат. Этому способствует, во-первых, передача на места из центра разных бюрократических услуг в той либо другой области деятельности. Во-вторых, создание разных институтов и систем взаимодействия между ними для привлечения инвестиций в регион и для помощи в их освоении. Существовавшая ранее тенденция не позволяла завлекать мощные банки, а значит, делала банковскую систему неэффективной. Отсюда возникала необходимость переговоров с правительством, Министерством финансов, налоговой службой, Центральным банком о том, чтоб решать эти задачи с обоюдной выгодой. Необходимы льготы административно-правового характера. Находка - это большой порт, через который проходит значительный процент всех экспортных операций России, это денежные поступления от стальной дороги, обеспечивающей транзит по конвейерной полосе "Юго-Восточная Азия - Европа". Для поддержания развития портовых сооружений Находки были необходимы огромные средства. По мнению В. Завадникова - директора Административного Комитета свободной экономической зоны, для решения этих вопросов нужен ряд прав сохраняющих национальные интересы России. Администрация Комитета предложила решить эту задачу иначе: порт, являющийся на нынешний день акционерным обществом, может провести вторую эмиссию акций, получив таковым образом валютные средства на 80% от японских и южноамериканских инвестиций. Но в этом случае Восточный порт будет работать в интересах иностранных партнеров. Для того же, чтоб он работал в интересах России, по мнению В. Завадникова, нужно зафиксировать отношение Правительства к Находке, что выражается в передаче ряда прав на места. Это давало бы право местной администрации влиять на происходящие в свободной экономической зоне процессы. Эти трудности в какой-то мере были решены Постановлением Правительства Русской Федерации №1033 от 8 сентября 1994 года "О неких мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка". Согласно этому постановлению, свободной экономической зоне были предоставлены кредиты на договорной базе для развития приоритетных объектов инфраструктуры до 2000 года. Министерству Экономики России, государственному таможенному комитету Российской Федерации, Министерству Внешнеэкономических Связей Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации постановлено рассмотреть предложения администраций Приморского края г. Находка и Партизанского района Приморского края по созданию свободных таможенных зон и промышленных парков (комплексов) на местности г. Находка и Партизанского района Приморского края. К решению важных вопросов были привлечены: