Китай
Цель китайской реформы - построение социалистической рыночной экономической системы.
После образования рыночной экономики важно понять, что рынок не может существовать в вакуумном пространстве, то есть рынок поддерживается исполнительными местными администрациями данной провинции, законодательством, постановлениями и факторами, которых не существовало во время его развития.
Китай - большая территория, развитие региональной экономики неравномерно. Поэтому основная модель китайской реформы - систематичная реформа во главе местных исполнительных администраций данной провинции, такая модель реформы является единственно возможной. Система плановой экономики окончательно перешла на социалистическую рыночную экономическую систему, сюда входит реформа местных администраций (изменение функций, сокращение органов управления, усовершенствование методов руководства и работы и др.),
В) Реализация политики «реформы и открытости внешнему миру».
Открытость внешнему миру является ходом постепенного поступательного движения. Сначала реализовали такую политику в провинциях Гуандун и Фуцзянь, в середине 90-ых годов реализация такой политики распространилась в приморских регионах страны, потом постепенно такую политику распространили в глубине внутренних районов страны. Поэтому очень заметны были эффекты, которые стали выступать первым.
Г) Политика льготного налогообложения. В провинциях Гуандун и Фуцзянь существовали налоги на продукцию и на подоходный налог для всех инвесторов. Эта политика обладала притягательной силой для отечественного и иностранного капитала. Только в 90-ые годы инвестиционная сума, которая переместилась из глубины внутренних районов страны в г. Шеньчжень, составила больше 5 млрд. дол.
В свободной экономической зоне провинции Гуандун предусматриваются следующие экономические льготы:
- для объектов с вложением инвестиционного капитала свыше 20 млн. дол, для предприятий с наукоемким производством и для долгосрочных инвестиций ставка подоходного налога составляет - 15%;
- для обычных предприятий - 24%;
- для предприятий, 70% продукции которых идет на экспорт, и для предприятий с передовой технологией -10-12%;
- на дивиденды и процент прибыли иностранных предпринимателей -10%.
Не взимаются таможенные пошлины:
- с оборудования, стройматериалов и деталей, импортируемых в качестве инвестиций для производства и управления;
- с экспортных товаров предприятий, которые обладают инвестиционным капиталом;
- с офисных принадлежностей и транспортных средств, ввозимых в разумных пределах для использования представительствами и организациями иностранных предприятий, постоянно находящихся на территории свободных экономических зон Китая.
Кроме того, местная администрация свободной экономической зоны может самостоятельно принимать постановления, регулирующие приток иностранного капитала, в том числе в части дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за использование земли и зданий, утверждение проектов совместных предприятий и т.д.
Не менее важно и то, что успешная аграрная реформа привела в действие новый механизм индустриализации - через создание волостных и поселковых предприятий. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период. Что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Следует отметить, что быстрый общий рост производства происходил при медленном росте государственных предприятий, очень быстром расширении волостных и поселковых предприятий и умеренном развитии мельчайших предприятий частного сектора.