Практическая часть
2.1 Выбор поставщика металлочерепицы
2.1.1 Общие положения
На принятие решения о выборе оптимального делового партнера оказывают влияние ряд факторов: затраты на приобретение и доставку продукции, качество товара, надежность поставщика и т.д. Для расчета выбрана многофакторная экономико-математическая модель, которая представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель выбора поставщика материальных ресурсов
Алгоритм оценки показателей следующий. Целевая функция имеет вид:
, (1),
где X; Y; Z – факторы, влияющие на принятие решения:
X – общая сумма предполагаемых затрат заказчика на приобретение и доставку материальных ресурсов;
Y – качество поставляемой продукции;
Z – оценка соотношения «затраты/качество» продукции.
2.1.2 Алгоритм сравнительной оценки предприятий
1. Исходные данные представляются в виде таблиц, где по строкам записаны показатели, а по столбцам – предприятия.
2. Все исходные данные приводятся к единому показателю.
3. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле Лапласа:
, (2),
где L – число показателей, используемых для рейтинговой оценки; Ni –нормативный уровень для i-го коэффициента; Ki - i-й коэффициент; – весовой индекс i-го коэффициента.
4. Ранжирование предприятий-поставщиков.
5. Определение факторных нагрузок и выбор поставщика с учетом факторов влияния.
2.1.3 Формирование информационной базы. Затраты на приобретение и доставку продукции
Формирование базы нормативно-справочной информации происходит путем сбора и структуризации данных предприятий-участников конкурсных торгов. Расчет произведен на примере десяти предприятий, условно обозначенных П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7,П8,П9 и П10. Строительный материал – металлочерепица. Общее количество продукции – 10000м2.
Таблица 1
Затраты на приобретение продукции
Поставщики | ||||||||||
Затраты |
П1 |
П2 |
П3 |
П4 |
П5 |
П6 |
П7 |
П8 |
П9 |
П10 |
Цена за 1 м2 с НДС, руб. |
170 |
220 |
237 |
251 |
231 |
246 |
248 |
350 |
217 |
226 |
Объем разовой поставки, м2 |
2500 |
2000 |
2000 |
2000 |
2500 |
2000 |
2500 |
2000 |
2500 |
2000 |
Стоимость продукции, тыс. руб |
425 |
440 |
474 |
502 |
577,5 |
492 |
620 |
700 |
542,5 |
452 |
Кол-во поставок за весь период работ |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
Итого затрат на приобретение продукции, тыс.руб. |
1700 |
2200 |
2370 |
2510 |
2310 |
2460 |
2480 |
3500 |
2170 |
2260 |