Методы управления и прогнозирования товарооборота
Торговым представителям, занимающимся потребительскими продуктами, обойти всех потребителей невозможно, и поэтому лучшим методом является собеседование с ними в ходе проведения рыночного исследования (возможно использование комплексного варианта, при котором вопросы в анкете формулируются рядом компаний - заказчиками опроса). Провести собеседование можно только с небольшой выборкой из общего числа потребителей, и поэтому прогноз будет менее точным. Существует также проблема выбора типа и числа вопросов, которые необходимо задавать в ходе работы с выборкой. Лучше всего в ходе опроса не ограничиваться полярными вариантами, а постараться выявить градации мнений, которые более точно отражают покупательское поведение. Затем можно переходить к вопросу о вероятности покупки конкретных моделей и брендов, в число которых нужно включить собственные модели и бренды.
Этот метод наиболее ценен в том случае, когда имеется небольшое число пользователей, готовых высказать свои намерения с достаточно обоснованной степени точности. Поэтому данный метод, как правило, больше подходит к организационным покупкам. Он также может быть полезным приемом для сбора информации технического характера, которая затем может быть использована отделом исследований и разработок.
Метод мнения на основе суждения группы специалистов иногда называют методом жюри, в котором рекомендации дают специалисты или эксперты, имеющих глубокие знания в анализируемой отрасли. Более часто эксперты приглашаются из внешних структур и могут являться консультантами по вопросам менеджмента, действующими в конкретной отрасли, или специалистами из организаций-заказчиков, которые могут дать рекомендации с точки зрения этих организации. Таким образом, группа обычно состоит из собственных и приглашенных сотрудников [11, c.266].
Эти эксперты предлагают заранее подготовленные прогнозы и должны защитить свою точку зрения. Их взгляды в ходе таких обсуждений могут меняться. Если результатом работы становится несогласие между участниками, возможно, придется воспользоваться в качестве компромиссного варианта математической обработкой высказанных мнений.
Этот метод прогнозирования называется «сверху вниз», так как прогноз готовиться для отрасли, затем компания должна определить, какая доля из этого прогноза приходится на нее. Поскольку статистические данные на основе рыночных данных («снизу вверх») не собираются, появляется трудность распределения прогнозных данных по отдельным продуктам и территориям продаж, и любое такое распределение, скорее всего, будет носить произвольный характер. Прогнозирование в этом случае представляет обобщенное мнение и в качестве такового полезно тогда, когда и воспринимается как обобщенное, а не дается в отношении отдельных продуктов. Разновидность этого метода называется «прогнозирование осторожного менеджера», в ходе которого персонал компании просят высказать свое мнение о позиции покупателей в компаниях-заказчиках. Затем они должны взглянуть на продажи компании глазами заказчика и «осторожно» оценить эти продажи, учтя такие факторы, как внешние экономические условия, предложения конкурентов по параметрам дизайна, качества, времени доставки и цены, а также других факторов, значимых для оценивания объема продаж компании.
Метод обобщенного прогноза торговых представителей предполагает, что каждый торговый представитель дает прогноз по каждому виду продукции для той территории, за которую он отвечает. Затем отдельные прогнозы обобщаются, и получается прогноз на уровне всей компании. Поэтому он иногда называется подходом «на уровне низов». Прогноз каждого торгового представителя должен быть согласован с его менеджером по продажам, а в некоторых случаях, когда это необходимо, и с менеджером подразделения, но в конечном счете именно менеджер по продажам утверждает окончательный прогноз [10, c.211].
Такой метод относится к категории подходов «снизу вверх». Когда вознаграждение связано с прогнозируемыми продажами (через квоты или цели), меньше причин для жалоб, поскольку прогноз по вознаграждению строиться на основе тех данных, которые предоставили сами торговые представители.