Анализ спроса.
Рис. 8. Перемещение кривой спроса при возрастании цены
Рис. 9. Перемещение кривой спроса при увеличении продаж
Рис. 10. Создание мнимой кривой спроса
Теперь рассмотрим влияние экономических мотиваторов потребителей на цену товаров при неизменной сумме экономических мотиваторов продавцов. На оси абсцисс отобразим цены, на оси ординат меняющиеся суммы экономических мотиваторов потребителей в баллах. Кривая зависимости цены от суммы экономических мотиваторов пойдет с начала координат вверх-вправо, т.е. чем больше сумма экономических мотиваторов, тем выше цена
Рис. 11. Кривая мотиваторов потребителей
(Красной пунктирной линией обозначена неизменная сумма экономических мотиваторов продавцов).
Для характеристики данной кривой, подобно, как и для случая с кривой спроса, введем понятие эластичности экономического мотиватора потребителя. Этот коэффициент равен отношению относительного изменения суммы экономических мотиваторов потребителей к относительному изменению цены, т.е.:
Экономический мотиватор потребителя всегда и при любых обстоятельствах обладает единичной эластичностью. Что означает, что увеличение суммы экономических мотиваторов потребителей на 1% вызывает рост цены товара также на 1%. Здесь следует еще раз оговорить то условие, что в данной системе мы рассматриваем сумму экономических мотиваторов продавцов как величину постоянную и неизменную.
Данный график удобен тем, что на нем видно изменение спроса, изменение уровня цен под воздействием изменения суммы экономических мотиваторов потребителей.
При анализе спроса как показателя суммы экономических мотиваторов потребителей следует всегда помнить следующие вещи: во-первых, сумма экономических мотиваторов потребителей не изменяется при изменении цены, во-вторых, сумма экономических мотиваторов потребителей не изменяется с изменением количества предлагаемых к продаже товаров. Цена не может влиять на сумму экономических мотиваторов потребителей, поскольку она сама является производной от этой суммы. Это цена зависит от нее, а не наоборот. Сумма экономических мотиваторов потребителей изменяется вследствие изменения стоимости товаров, когда в процесс конкурентного формирования и определения цены вовлекаются новые потребители или исключается некоторое количество прежних потребителей-участников. А также сумма экономических мотиваторов потребителей может измениться вследствие изменения индивидуальных экономических мотиваторов отдельных потребителей. Последнее обстоятельство возникает вследствие открытия новых полезных свойств товаров, либо вследствие изменения их предельных полезностей. Это может вызываться различными внешними экономическими факторами, такими как, реклама, стимулирование сбыта.
График эластичности экономических мотиваторов потребителей еще очень удобен тем, что он значительно упрощает процесс прогнозирования цен товаров, расставляя все факторы ценообразования по своим местам.