Товар и его свойства.
В первом примере мы можем заметить, что чрезвычайные обстоятельства повлияли на цену в сторону значительного повышения, а во втором примере, напротив, такие же по чрезвычайности обстоятельства, понизили цену в несколько раз. Что же произошло? Ведь если бы мы исчисляли коэффициент ратификации стоимости табакерки, опираясь только лишь на количественные данные о наличии товара и наличии покупателя на нее, то в обоих примерах мы пришли бы к одному и тому же парадоксальному результату: поскольку табакерка одна и покупатель один, то в обоих случаях табакерка должна была продаваться по цене 6 гиней. Действительно, на первый взгляд все выглядит таким образом, что будто бы спрос и предложение равны между собой, поскольку имеется одна единица товара и имеется всего один покупатель, а значит, спрос равен предложению. Однако, это только видимость. Сущность, на самом деле, гораздо более сложная и запутанная.
В первом случае, когда табакерка была продана за 60 гиней, решающую роль сыграла вовсе не внутренняя полезность вещи, как это утверждали Милль и Де Квинси, и не ее предельная полезность для покупателя, ибо полезность табакерки и ее предельная полезность никаким образом не может возрастать с увеличением расстояния от цивилизации, а именно чрезвычайного характера обстоятельства повысили желание покупателя иметь эту табакерку, сделали ее такой ценной в его сознании. Именно завышенная психологическая сила стремления совершить эту покупку сыграла решающую роль в установлении и формировании нереально высокой цены на эту безделушку.
Во втором случае, когда табакерка была куплена за полгинеи, решающим фактором в формировании такой цены опять же явились не полезность и не предельная полезность табакерки, а высокое психологическое желание продавца получить наличные деньги в обмен на свой товар, подхлестываемое чрезвычайными для него обстоятельствами. Продавец проявлял повышенный интерес в совершении факта обмена, покупатель же проявлял к обмену практически полное равнодушие. Ведь не окажись продавец во власти такого безвыходного положения, он вряд ли бы продал свою табакерку по столь низкой цене.
В этих примерах мы столкнулись с неопровержимым фактом: и в первом и во втором случаях решающим фактором для определения цены товара было некое психологическое желание субъектов совершить сделку в виде обмена в форме купли-продажи. В первом случае, повышенное психологическое желание покупателя купить табакерку обусловило поднятие ее цены сверх обычной, во втором же случае, невероятное психологическое желание продавца продать табакерку сыграло в сторону понижения ее цены. Таким образом, мы обнаруживаем и приходим к выводу, что в формировании и определении цены товара огромную роль играют именно психологические факторы, такие как желания субъектов обмена в совершении актов купли-продажи. Эти психологические силы, побуждающие людей к совершению сделок, следует называть экономическими мотиваторами. Экономический мотиватор определяется как приобретенное активное психологическое состояние человека, побуждающее его совершать экономическую деятельность для удовлетворения тех или иных потребностей. Этот термин, взятый на вооружение из области психологических наук, как нельзя объективно выражает силу человеческого желания участвовать в процессах товарного обмена. Желание покупателя купить какой-либо товар, при этом называется экономическим мотиватором потребителя (покупателя), а желание продавца продать свой товар – экономическим мотиватором товаровладельца (продавца). Именно экономические мотиваторы и влияют, в конечном счете, на величину отклонения цены от трудовой стоимости. Цена продаваемой единицы товара определяется отношением экономических мотиваторов, умноженного на стоимость товара, т.е.