Влияние прибыли на формирование цен
Использование группировки затрат на постоянные и переменные основано на том, что все постоянные расходы, связанные с производством продукции, вне зависимости от уровня загрузки мощностей предприятия, относятся на себестоимости реализованной продукции. Зная их постоянное (достигнутое и рассчитанное) стоимостное значение и желаемый уровень прибыли, можно осуществлять любые вариантные расчеты.
Вышеприведенные расчеты можно было выполнить, используя следующую взаимосвязь показателей:
а – коэффициент маргинальной прибыли равен маргинальной прибыли, деленной на цену товара.
, но ВПр = , тогда
Этой формулой можно пользоваться для расчета минимального объема реализации, минимального уровня цен на торгах, предела скидок на большие по объему заказы.
Применима она и при определении возможности реализации товара по цене не только ниже рыночной, но и ниже ее себестоимости. Идея продажи товара ниже себестоимости не столько парадоксальна, как кажется на первый взгляд.
Это целесообразно сделать, если приростные доходы будут покрывать приростные затраты и если полученная краткосрочная прибыль не войдет в противоречие с долгосрочной ценовой политики фирмы.
Усложним наш пример. Фирма уже имеет заказ на 5000 изделий по цене 280руб. и покрывает этим заказом постоянные расходы, формируя прибыль в размере 75000руб. Однако этой прибыли недостаточно для реализации задуманных программ.
Фирма предполагает, что при загрузке имеющихся мощностей можно выпустить дополнительный объем продукции 3000шт., но получение товара на приведенных выше условиях невозможно. Находится покупатель партии товара в 3000шт. по цене 210руб.
Цена 210 руб. ниже полной себестоимости изделия: общий выпуск продукции 8000 (5000+3000), полная себестоимость изделелия 212,5 (переменные расходы 125 руб. плюс постоянные 87,5 (700000:8000). Это даст убыток на каждое изделие 2,5 руб. (212,5-210 руб.).
На первый взгляд такой заказ, кроме убытков, ничего не даст. Однако надо помнить, что вся сумма постоянных расходов была компенсирована продажей 5000 шт. (точнее даже 4516 шт.первой партии (700000 : (280-125)). ,
Затраты фирмы сведутся только к переменным расходам, а прибыль по изделию — к маргинальной.
Коэффициент маргинальной прибыли при этом можно использовать как коэффициент прибыли. Прибыль от сделки в 3000 шт. будет равна 255000 руб. 630000*0,40476, где 630000 — объем реализации (3000*210), а 0,40476 — коэффициент маргинальной прибыли (125:210=0,59524-1).
Расчеты показывают, что сделку можно считать выгодной, однако, если она не повлечет за собой в дальнейшем снижение доходов. При установлении цены ниже себестоимости есть определенный риск. Снижение цен не должно быть продолжительным.
Эта методика применима и при установлении внутрихозяйственных цен, определении целесообразности приобретения полуфабрикатов у поставщика или организации собственного их производства.
Если подразделения предприятия (фирмы) рассчитываются между собой по средним рыночным ценам, то предприятие в целом, как минимум, выиграет па транспортно-заготовительных расходах, связанных с доставкой полуфабрикатов и комплектующих изделий от производства к потребителю. Кроме того, подразделение может иметь и свою прибыль, которая улучшит показатели работы фирмы в целом.
Рассмотрим пример, когда фирме надо решать: завозить ли комплектующие изделия, либо производить их на фирме в одном из цехов. Имеются следующие данные:
количество комплектующих изделий (шт.) — 26300;
переменные издержки на единицу (руб.) — 31,15;
постоянные затраты (руб.) — 250000.
Постоянные затраты на единицу при этом составляют 9,5 руб. (250000 руб.: 26300 шт.) Минимальная цена для безубыточной работы должна составить 40,65 руб. (31,15 руб.+9,5 руб.), а коэффициент маргинальной прибыли — 0,234 (9,5 руб.: 40,65).
Если средняя рыночная стоимость этого комплектующего изделия составляет 55 руб. то коэффициент маргинальной прибыли при стабильных затратах в объеме производства составит 0.173 (9.5 руб.:55 руб.), т.е. значительно меньше рассчитанного выше. Значит, предприятие будет иметь прибыль от внутреннего потребления комплектующих изделий.
Если же средняя рыночная цена составит 35 руб., то коэффициент маргинальной прибыли выше, чем в точке безубыточности. Он равен 0,244 (9,5:39). Однако транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы согласно смете затрат составят 45 тыс. руб., т. е. 1,71 руб. на единицу комплектующего изделия (45000 :26300), себестоимость его изготовления при этом возрастет до 40,71 руб. (39 руб.+1,71 руб.). Коэффициент маргинальной прибыли при этом составит 0,233 (9,5 руб.: 40,71 руб.), что почти соответствует точке безубыточности (0,234). Предприятию практически безразлично, производить ли комплектующие изделия или покупать их на рынке.