Государственное регулирование иностранных инвестиций в экономику России в условиях глобализации мировой экономики.
Среди основных стран инвесторов можно выделить Люксембург, Нидерланды, Великобританию, Кипр и Германию, на которые приходится 37,5 % общего объема инвестиций. Крайне мал размер инвестиций в экономику России США, Франции, Швейцарии, Австрии, а также стран СНГ. Больше всего иностранных инвестиций приходится на г. Москву и Московскую область (42,4 %), г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область (28 %), Тюменскую область (14,4 %), Сахалинскую область (9,7 %), Красноярский край (4 %). Такое неравномерное отраслевое и региональное распределение иностранных инвестиций, ориентированное на г. Москву и районы добычи нефти и газа, отражает диспропорциональное состояние транзитивной экономики России.
В работе показывается, что из трех основных видов иностранных инвестиций (прямых, портфельных и прочих) особую роль играют прямые (ПИИ). Однако на них в 2005 г. приходилось всего 24,4 % общего объема инвестиций, а на прочие инвестиции (в основном торговые кредиты) приходилось 74,8 %, на портфельные 0,8 %.[7] Подчеркивается особая перспективность ПИИ, ибо именно они в большей мере содействуют инновационному обновлению основных фондов предприятий, увеличению экспорта продукции и услуг, импорту передовых технологий, интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Среди основных путей привлечения ПИИ в экономику России выделяются следующие: совершенствование нормативно-правовой базы для иностранных инвесторов с учетом стратегических интересов России; более равномерное привлечение иностранных инвестиций в регионы, совершенствование их отраслевой структуры, создание системы страхования иностранных инвестиций и др.
Важный фактор улучшения инвестиционного климата в России – это совершенствование экономических и организационно-правовых форм деятельности иностранных инвесторов. В работе рассматривается деятельность совместных предприятий (СП), которые образуются путем долевого участия при покупке акций и других ценных бумаг. За 2000-2004 гг. число организаций, с участием иностранного капитала, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, выросло на 14 %, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) – в 2,1 раза, фонд заработной платы – 4,7 раза, объем продукции (работ, услуг) – 4,7 раза. При сравнительно незначительном росте числа данных организаций и несколько большем росте численности работников, более быстрыми темпами возрастал фонд заработной платы и объем продукции. Однако в целом роль и место СП в экономике России все еще незначительны. Основная масса СП организаций в 2004 г. приходилась на промышленность (25%), торговлю и общественное питание (33%), но гораздо меньше они развиты в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, науке и научном обслуживании.[8]
В процессе иностранного инвестирования в транзитивную экономику России в ней образуется новый структурный элемент – сектор иностранных инвестиций. Являясь многоотраслевым конгломератным объединением иностранных бизнес-единиц, он имеет устойчивые взаимосвязи с мировым рыночным хозяйством и опосредованные – с российским бизнесом. Формирование в результате иностранных инвестиций в экономике России особого сектора как обособленного структурного звена приводит к тому, что эффект мультипликатора от инвестиций иностранных бизнес-единиц в большей мере получает мировая, чем российская экономика. В этих условиях экономическая стратегия государства должна быть такова, чтобы способствовать тем интеграционным процессам в российской экономике, которые приводят к стиранию границ данного особого сектора на качественно новом для российского капитала инновационном уровне. Государственное регулирование деятельности иностранных инвесторов должно отвечать национальным приоритетам, идти в направлении усиления инвестиционно-инновационной составляющей национального хозяйства, создания условий для производства и экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции.