Государственное регулирование иностранных инвестиций в экономику России в условиях глобализации мировой экономики.
Современный этап глобализации мировой монополистической экономики характеризуется ускорением процесса международной миграции капитала. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России отражает эту мировую закономерность, связанную с углублением международного разделения труда, развитием мировых рынков капитала, труда, товаров и услуг.
Международная миграция (или вывоз) капитала, означающая помещение за границей средств, приносящих собственнику денежные доходы и другие выгоды, имеет ряд экономических причин: а) перенакопление капитала в стране – экспортере (так называемое «золотое ожирение») и возможность его более прибыльного применения не в своей стране, а в другой; б) наличие в странах импортерах капитала более дешевого сырья и рабочей силы; в) интернационализация производства при несовпадении спроса на капитал и его предложения в различных странах; г) возможность увеличения вывоза товаров и др., что нашло свое выражение в теории жизненного цикла товаров Г. Вернона. В работе показывается, что выяснением сущности, причин и последствий международной миграции капитала занимались многие ученые, представляющие различные направления и школы экономической науки А. Смит, Дж.Ст. Милль, К Маркс, Дж.М. Кейнс, Э. Хекшер, Б.Улин, Дж.Тобин, Ч. Киндлебергер, С. Хаймер, Дж. Даннинг и др. Как показывает международный опыт, ни одно государство при формировании рыночной экономики не могло обойтись без внешних инвестиций. Показательно, что за последние 10-15 лет темпы прироста объемов заимствований на международном рынке капитала были в 1,6 – 1,7 раза выше темпов прироста мировой торговли и в 1,3 раза - мирового валового продукта.
Основная масса мировых инвестиций (75 %) направляются в США, Европу и прочие развитые страны, а в развивающиеся и другие страны – 25 %. Главная роль в вывозе капитала принадлежит США, ЕЭС и Японии. Растет вывоз капитала и из новых индустриальных быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Большая часть инвестиций приходится на ТНК, а также международные финансовые организации (МБРР,МВФ, МБ, МФК, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др. В современном мире экспорт капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на коммерческих и льготных условиях. По целевому назначению это может быть государственная помощь развитию экономики, кредиты на осуществление инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Международная практика показывает, что более жесткие условия займов и кредитов предполагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты международных финансовых организаций. С учетом этого и осуществляется политика России по привлечению инвестиций.
Государственное регулирование инвестиций включает в себя как национальный, так и международный аспекты. В современных условиях инвестиционный процесс представляет собой единое целое, состоящее из двух основных частей – национальной и международной. Этому соответствует и его правовое регулирование, при котором инвестиционное право включает в себя национальное и международное право. Цель государственного регулирования внутренних и иностранных инвестиций состоит прежде всего в том, чтобы создать благоприятные условия для инвесторов. Однако в настоящее время российские банки слабо участвуют в инвестиционном кредитовании реальной экономики. Показательно, что отношение капитала, активов и кредитов к ВВП в нашей стране значительно ниже, чем в развитых странах. Так, отношение темпа роста капиталов в российских банках к ВВП в 4-5 раз ниже, чем в развитых странах, отношение роста активов банков к ВВП соответственно ниже в 2,5-5 раз, а отношение кредитов частному сектору к ВВП ниже в 4,5-7 раз.[6] В данных условиях возрастает роль иностранных инвестиций в экономику страны. Поскольку в России отсутствует своя научно обоснованная система оценки инвестиционного климата в стране и ее отдельных регионах, то иностранные инвесторы в основном ориентируются на оценки зарубежных консалтинговых фирм, осуществляемые по международным стандартам. При этом используются такие показатели, как политическая и социальная стабильность, уровень риска, динамика экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной и транспортной инфраструктуры, развитой банковской системы и телекоммуникаций, наличие рынка дешевой квалифицированной рабочей силы и др. В настоящее время по ряду данных показателей Россия уступает многим странам мира, что тормозит приток иностранных инвестиций.