Государственное регулирование иностранных инвестиций в экономику России в условиях глобализации мировой экономики.
Среди различных негативных факторов, характеризующих инвестиционный климат в стране, можно выделить следующие: а) нестабильность условий инвестиционной деятельности; б) слабое участие кредитно-финансовой национальной системы в инвестировании реального сектора экономики; в) недостаточное развитие рыночной инфраструктуры; г) высокий уровень банковского процента и налогообложения; д) низкий уровень платежеспособности населения; е) слабая профессиональная подготовка работников кредитно-финансовой сферы; ж) высокий уровень политических и криминогенных рисков, бюрократизм и излишнее вмешательство государства в инвестиционную деятельность и др.
Вместе с тем, в России действуют и благоприятные факторы для активизации деятельности иностранных инвесторов: а) значительный экономический, природный и научно-технический потенциал страны; б) положительные меры государства по макроэкономической стабилизации, регулированию инвестиционной деятельности, ее организационно-правовому обеспечению; в) регулирующая деятельность Центробанка в части эмиссии, ставок рефинансирования, нормативов резервирования и др.; г) обоснованный подход к управлению финансами, формированию золотовалютных запасов и стабилизационного фонда, определению общего размера государственного долга, к дальнейшей либерализации экономики в связи с вступлением страны в международные экономические и финансовые организации и др.
Улучшение инвестиционного климата в России может быть достигнуто только в условиях политической и экономической стабильности, проведения обоснованной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, а также совершенствования регулирующей роли государства в инвестиционном процессе. Иностранные инвестиции в экономику РФ осуществляются следующими основными путями: а) создание российского юридического лица совместно с российскими и другими иностранными инвесторами, либо полностью принадлежащего иностранному инвестору; б) создание на территории России филиалов иностранных юридических лиц; в) осуществление инвестиционной деятельности иностранными физическими лицами без образования юридического лица; г) приобретение доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале действующего юридического лица; д) приобретение вещных прав на недвижимое имущество в соответствии с российским законодательством; е) приобретение ценных государственных бумаг и ценных бумаг российских юридических лиц (кроме акций); ж) приобретение для целей инвестиционной деятельности иного имущества, в том числе прав собственности на приватизируемое государственное или муниципальное имущество, или имущественных прав на интеллектуальную собственность; з) предоставление инвестиционного кредита, в том числе в натуральной форме, для финансирования инвестиционных проектов; и) осуществление лизинговой деятельности на территории России в форме финансового лизинга и др. При стимулировании притока иностранного капитала в Россию важно иметь в виду следующее: а) в каких видах и в какие отрасли в первую очередь капитал следует привлекать; б) в какие сферы приток капитала должен быть подконтролен и ограничен; в) в какой мере на объем, структуру и виды инвестирования влияет внутренняя и внешняя обстановка.
Хотя сильное дестабилизирующее воздействие на объем и структуру инвестиций оказал дефолт в августе 1998 г., объем иностранных инвестиций, в экономику России за 2000-2005 гг. вырос с 10,9 до 53,6 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – с 4,4 до 13,1 млрд. долл. Однако доля прямых инвестиций за этот период снизилась с 40,4 % до 24,4 %. Основная масса иностранных инвестиций поступила в промышленность (в 2004 г. – 46,5 %), в том числе в топливную и нефтеперерабатывающую (39 %), в черную и цветную металлургию (15,4 %). Доля инвестиций в торговлю и общественное питание составила 32,1 %. Отсюда следует, что отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется их узкой направленностью. Основная доля приходится либо на экспортно-ориентированные отрасли (нефтехимия, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо на сверхприбыльные проекты с малым сроком окупаемости (торговля, общественное питание, пищевая промышленность, телекоммуникации, услуги и др.).