Инвестиционная функция государства и рыночный механизм современной России.
В-третьих, отсутствует действенный механизм привлечения инвестиций за счет предоставления государственных гарантий, в результате чего кредитор остается незащищенным. Процедура обеспечения государственных обязательств перед инвесторами не разработана, механизм стимулирования инвестиций за счет предоставления государственных гарантий не действует. На государственном уровне не проводится разработка индивидуальных инвестиционных схем, которые позволили бы привлекать инвестиционные ресурсы путем эффективного использования возможностей банковской системы, фондового рынка, системы страхования.
В-четвертых, налоговая и бюджетная политика государства разрабатывается в отрыве от его инвестиционной политики, не стимулирует инвестиционную активность. При этом привлечение инвестиций частного сектора в качестве основного источника модернизации экономики России, сводится на нет теми изменениями, которые вносятся в налоговую систему (например, отменой налоговых льгот при направлении предприятиями денежных средств в инвестиционную сферу). Налоговая политика не обеспечивает сокращение объемов вывоза капитала, приводит к снижению его импорта и валютных накоплений в стране.
При рассмотрении форм государственного регулирования инвестиционной деятельности, показывается, что она осуществляется в форме прямого участия государства в создании благоприятных экономических и организационно-правовых условий для развития инвестиционной деятельности. Среди них следующие: 1) разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов (ИП), осуществляемых РФ как совместно с иностранными государствами, так и за счет средств федерального бюджета; 2) формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансирование их за счет средств бюджета; 3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по ИП, размещение инвестиционных средств на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование; 4) проведение экспертизы ИП в соответствии с законодательством РФ; 5) защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и наукоемких технологий, оборудования, конструкций, а также разработка и утверждение стандартов (норм и правил), контроль за их соблюдением; 6) выпуск облигационных и гарантированных целевых займов; 7) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; 8) предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.
Показывается, что государственное регулирование инвестиций в форме капитальных вложений осуществляется: а) в федеральном бюджете (при условии, что эти расходы составляют часть расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ), а также на основании предложений Президента России и Правительства РФ; б) в бюджетах субъектов Российской Федерации в том случае, если эти расходы предназначены на реализацию соответствующих региональных целевых программ. Разработка, рассмотрение и утверждение ИП, образующих федеральные инвестиционные программы, финансируются в соответствии с законодательством РФ. В работе подробно рассматриваются фазы инвестиционного проекта (прединвестиционная, инвестиционная, операционная, ликвидационная).
В условиях рыночного хозяйства бесперебойное формирование инвестиционных ресурсов и их эффективное использование достигается с помощью финансового рынка, который представляет собой форму организации движения денежных средств, функционирует в виде рынка ценных бумаг и рынка ссудного капитала. Государственное регулирование рынка ценных бумаг занимает важное место в инвестиционном процессе, целью которого является перераспределение денежных средств и направление инвестиционных потоков в наиболее нуждающиеся в них отрасли. Меры воздействия государства на инвестиции, совершаемые на финансовом рынке, можно классифицировать на две основные категории.