Инвестиционная функция государства и рыночный механизм современной России.
Рис. 3. Экономическое взаимодействие государства с предприятиями и домохозяйствами в процессе рыночного кругооборота капиталов, товаров и услуг, инвестиций и других ресурсов.
Как видно, рыночная экономика включает функционирующую совокупность государства, юридических и физических рыночных субъектов. Они находятся в определенной воспроизводственной взаимосвязи и субординации, имеют свои экономические интересы. Государство активно участвует в процессе накопления и расширенного воспроизводства: оно, с одной стороны, концентрирует финансовые бюджетные средства, собирая прямые налоги с предприятий (налог на прибыль, НДС и др.) и прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, земельный и др.), а, с другой стороны, государство осуществляет в них инвестиции, проводит разнообразные выплаты. Так, предприятия получают от государства инвестиции, субсидии и налоговые льготы, домашние хозяйства получают от государства пенсии, стипендии, дотации и другие трансферты, а работники государственных предприятий – заработную плату, социальные выплаты и др. Кроме того, государство осуществляет на рынке закупки разнообразной продукции и ресурсов для своих нужд. Оно заимствует средства на финансовых рынках, продает на них свои ценные бумаги, а затем выкупает их с процентами, инвестирует средства для выполнения государственных программ и др.
Движение денежных средств на рынке таково, что расходы одного субъекта становятся доходами другого. Расходы домашних хозяйств при покупке на рынке продуктов являются для предприятий агропродовольственной сферы АПК доходами. В свою очередь, расходы предприятий на покупку ресурсов становятся доходами для домашних хозяйств, которые являются их владельцами. При этом образуется денежный кругооборот, включающий «доходы - расходы». С данным кругооборотом тесно связан материально-вещественный кругооборот, включающий «ресурсы - продукцию», в процессе которого производимые предприятиями товары потребляются домохозяйствами, предоставляющими предприятиям ресурсы. Причем, домашние хозяйства, получая доходы от продажи ресурсов, делят их на две части: 1) идущие на потребление личное и производственное; 2) на сбережение. Последние направляются на образование финансового рынка (вклады в банки, покупку акций, облигаций государственных займов и др.), на котором фирмы заимствуют необходимые для них инвестиционные средства. В обратном же направлении – к домашним хозяйствам идут доходы (проценты, дивиденды и др.).
Отмечается, что государство не только регулирует экономику на всех уровнях, но в качестве особого собственника – предпринимателя осуществляет следующие функции: а) сохранение и защита своего имущества; б) инвестиционно-инновационную деятельность; в) перераспределение государственного имущества путем купли-продажи и др. При этом государство исходит из необходимости сохранения и приумножения своего инвестиционного капитала, формирования эффективного государственного собственника.
Государственное регулирующее воздействие на инвестирование базируется на следующих принципах: а) товаропроизводители, в основном, должны осуществлять расширенное воспроизводство на началах самофинансирования за счет собственных накоплений, а конкретные государственные меры по инвестированию, являются дополнительными; б) рыночные методы инвестирования, применяемые дифференцированно на основе программно-целевого подхода, должны стимулировать товаропроизводителей к интенсификации производства и повышению его эффективности.