Инвестиционная функция государства и рыночный механизм современной России.
Система государственного регулирующего воздействия на инвестирование, включающая экономические, административные, культурно-технические и другие методы, весьма сложна (рис 4.).
Как видно, государственное экономическое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется как на уровне макроэкономики и мезоэкономики с использованием денежно-кредитных, бюджетно-налоговых, других методов и инструментов, так и на микроуровне при регулировании внутриэкономических отношений предприятий. Речь здесь идет о формировании в стране целостной системы внутренних и внешних экономических методов государственного рыночного регулирования экономики, направленной на создание условий ее развития на началах бизнеса, совершенствования форм собственности и хозяйствования предприятий, более интенсивное использование их внутренних материально-технических, трудовых, инвестиционных и природных ресурсов (факторов), ускорения на этой основе экономического роста и повышения его эффективности.
Рис. 4. Экономические направления, методы и инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Показывается, что главным средством финансовой политики является государственный бюджет, через который происходит распределение и перераспределение значительной части национального дохода (НД) страны, осуществляется инвестирование экономики и социальной инфраструктуры.
Государственное регулирование должно обеспечить эффективное инвестирование бюджетных средств. При ограниченности объемов прямого государственного инвестирования за счет бюджета необходимо определить приоритеты и сроки предоставления финансовой поддержки, обеспечить ее эффективность и прозрачность, а также тщательно оценить объекты поддержки. Государственное инвестирование должно осуществляться в основном посредством программно-целевых методов, обеспечивающих наибольшую эффективность, применять (в случае необходимости) субсидирование части процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Приоритетными объектами государственных инвестиций должны быть: здравоохранение, образование и наука, жилищное строительство, сельское хозяйство, экология и демография, ВПК, развитие высоких технологий.
Относительно социальной ориентации инвестиций нужно иметь в виду, что рыночный спрос и стихийное распределение доходов в обществе способны обеспечить социальную ориентацию инвестиционного процесса лишь частично, да и то при условии цивилизованного и социально-ориентированного рынка, высокого уровня доходов основной массы населения. Но и в данном случае наряду с частным рыночным инвестированием социальной сферы необходимо ее значительное бюджетное финансирование со стороны государства.
В диссертации отмечается, что для государственной инвестиционной деятельности в современной России характерны свои особенности.
Во-первых, снижение доли государственных инвестиций в общем объеме инвестиций. При разработке и реализации инвестиционной политики не всегда проводится экономический анализ, направленный на выделение приоритетных отраслей и инвестиций, которые принесли бы наибольший экономический и социальный эффект.
Во-вторых, не задействован потенциал более выгодных с экономической точки зрения форм государственных инвестиций: бюджетных кредитов, субсидий, субвенций, которые не только обеспечат приток средств в производство на долгосрочной основе, но и принесут доход государству. У реципиентов данных государственных инвестиций есть стимул их более эффективного использования, поскольку их надо возвращать и платить проценты.