Олигополия.

Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договорённость (типа лидерства в ценах).

Итак, олигополистические рынки обладают следующими общими чертами:

· На рынке действует всего несколько фирм. Поэтому продукт, который они производят, может быть как стандартизованным, так и дифференцированным.

· Некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Поэтому некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

· Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объёмам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.

Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретной ситуации, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакций своих соперников. При олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Действие олигополистического соперничества толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыль.

1.4. Типы олигополистических рынков. Дуополия. Олигопсония.

Выделяются следующие типы олигопольных рынков:

· Независимая олигополия-конкуренты не вступают в сговор;

· Явная, или открытая, или некооперированная олигополия – конкуренты вступают в сговор между собой открыто;

· Тайная, скрытая, или кооперированная олигополия - конкуренты вступают в сговор между собой скрытно;

· Плотная, или компактная олигополия – 4 ведущих предприятия реализуют не менее 60% продукции на рынке;

· Просторная олигополия - 4 ведущих предприятия реализуют менее 40% продукции на рынке.

Олигопсония –

это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает всё рыночное предложение определённого ресурса. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы осознают свою взаимозависимость.

Существует ряд теоретических моделей олигопольных рынков. Одна из самых распространенных - это дуополия.

Модель дуополии

впервые была предложена французским экономистом О.Курно. В этой модели анализируется ситуация, когда на рынке действует два продавца, каждый из которых считает, что цена и объём продаж конкурента являются неизменными. Взаимодействие фирм-дуополистов основано на максимизации прибыли. Первоначально на рынке действует монополия. Второй продавец, выходя на данный рынок, реализует столько продукции, сколько необходимо для максимизации прибыли. Соответственно, бывший монополист снизит выпуск и цену. В ответ новичок увеличит предложение и т.д., до тех пор, пока рынок не придёт к равновесию. При установлении фиксированной цены дуополисты станут продавать фиксированный объём продукта, который приносит максимальную прибыль. При этом установившаяся цена будет выше, чем в рамках чистой конкуренции, но ниже чем у монополии.

Перейти на страницу: 1 2 3