Олигополия.
1.1. Черты, характерные для олигополии.
Под олигополией
следует понимать ситуацию на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. Об олигополии обычно говорят тогда, когда господствует малое число фирм на рынке однородного или дифференцированного продукта. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.
Если в модели совершенной конкуренции однородность продукции является одним из важнейших факторов, то в случае олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной.
Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей, также является основной чертой олигополии. Это значит, что покупатели на олигопольном рынке являются ценополучателями. Сами олигополисты являются ценоискателями, каждый из которых понимает, что его поведение оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свои продажи соперники.
Количество субъектов олигополии может быть различным, оно зависит от концентрации продаж продукции в руках той или другой корпорации или фирмы. Обычно фирм бывает не больше десяти. В свою очередь концентрация продаж обусловлена характером издержек и существующими барьерами для вступления в отрасль.
Также характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства.
Важнейшим фактором для превращения фирмы в олигополию или для ее вступления в олигополистическую отрасль является эффект масштаба. Дело в том, что существует целый ряд производств, эффективное функционирование которых возможно только по достижении производственными мощностями определенного масштаба. Лишь при том условии становится возможным получение нормальной прибыли при приемлемых издержках производства, что под силу не каждой фирме, ибо требует огромных средств. Может возникнуть вопрос, как добиться необходимого эффекта масштаба? Чаще всего это происходит за счет слияния одной или нескольких конкурирующих фирм или корпораций в одну более мощную. Цели такого слияния – увеличение рыночной доли продукта, достижение большего эффекта масштаба, а также стремление усилить власть на рынке, получить возможность оказывать влияние на ценовую политику. Кроме того, слияние приводи к эффекту «крупного покупателя»: приобретение товаров крупными партиями всегда более выгодно, чем мелкими.
Эффект масштаба - важная, но не единственная причина малочисленности фирм в олигополии, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально допустимый уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоёмких отраслях.
Среди других причин - монополия контроля над редкими источниками сырья. Например, в 1960-1970-е годы мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель «Семь сестёр». запредельно высокие расходы на рекламу ( как в производстве сигарет или в шоу-бизнесе ) тоже являются серьёзным препятствием. Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.
Важной черной, характеризующей олигополию, выступает всеобщая взаимозависимость ее субъектов. Это особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одни из форм снизила цену, другие немедленно должны отреагировать на это, в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Иногда такие действия оказываются весьма болезненными для инициатора конкурирующих действий. Поэтому не случайно ни одни фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не рассчитав возможные ответные действия конкурентов. Такая взаимозависимость в действиях выступает уникальным свойством олигополии.
Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договорённость с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.
1.2. Ценовая политика.
Рассмотренные ранее виды конкуренции относятся к довольно ясно очерченным рыночным механизмам. В отличие от них олигополистический рынок может быть создан как двумя-тремя фирмами, полностью контролирующими рынок, так и шестью-восемью фирмами, которые контролируют 70-80% рынка, что затрудняет определение цены и объема производства. Ситуация еще более осложняется за счет элемента всеобщей взаимозависимости между субъектами олигополистического рынка. В итоге олигополистические цены било остаются «жесткими» и изменяются редко, либо изменяются у всех субъектов практически одновременно. И, тем не менее, в этом плане могут быть разные вариации. Если допустить, что на рынке действуют три конкурента и один из них предпринял действие в сторону понижения цен, другие конкуренты с целью избежать опасности потерять покупателей также снизят цены.