Чистая монополия

1.6. Слияния и поглощения

. Монополии увеличивают своё могущество путём поглощения других компаний, а также в результате слияния с конкурирующими фирмами.

Поглощение

представляет собой приобретение контроля над соответствующей компанией, которая теряет свою самостоятельность.

Слияние

– это объединение двух или более фирм с целью создания новой компании.

Слияния могут быть

:

· Горизонтальными – объединяются фирмы, производящие один и тот же продукт.

· Вертикальными – сливаются компании, которые специализируются на разных стадиях производственного процесса при выпуске одинаковой или схожей продукции.

· Конгломеративными – компании, вступающие в объединение , связаны с не производственными, а финансовыми интересами.

· Связанными – объединяются фирмы, имеющие схожие производства, что может привести к снижению затрат и обмене опытом.

· Несвязанными – объединения, в основном преследующие целью диверсификацию риска.

Поглощения бывают:

· Враждебными, когда компания приобретается без предварительного уведомления об этом её руководства.

· Дружественными – в данном случае приобретение одной фирмы другой находит одобрение у акционеров и руководства приобретаемой копании.

· Национальными – осуществляется в пределах одного государства.

· Транснациональными, когда поглощаемая компания (компании) находятся в другой (во многих) стране.

Национальными и транснациональными могут быть также и слияния.

Главными целями слияний и поглощений являются:

· Захват новых рынков сбыта;

· Усиление влияния на данном рынке;

· Повышение эффективности за счёт объединения ресурсов;

· Улучшение управляемости компании;

· Диверсификация риска.

1.7. Значение монополизации экономики.

В неоклассической теории считается, что монополизация экономики несёт отрицательный импульс, ведёт к сокращению объёмов производства, росту цен. Однако существует и противоположная точка зрения. Австрийский экономист Й.Шумпетер критиковал совершенную конкуренцию и защищал монополию при помощи следующих аргументов:

· Фирмы в рамках совершенной конкуренции при попытках усовершенствовать технологию могут действовать неэффективно, поскольку в их положении труднее оценить и использовать новые возможности.

· Внедрение новых товаров несовместимо с совершенной конкуренцией.

· Монополизация может увеличить сферу деятельности более умных людей и уменьшить сферу действия менее умных.

· В распоряжении монополиста могут находиться способы производства, недоступные или малодоступные для его конкурентов.

· Мнение о том, что власть монополиста практически безгранична, неверно даже для самых одиозных случаев.

· Наличие усовершенствованных способов производства и большого управленческого аппарата сдвигает оптимальную для монополиста цену в сторону конкурентной цены.

Рассмотренные ранее чистая конкуренция и чистая монополия являются скорее исключением из правила, чем нормой жизни фирм и корпораций. Большинство из них обладают чертами и чистой конкуренции, и чистой монополии. Такой как раз и является монополистическая конкуренция, содержащая элементы конкуренции и монопольной власти.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7