Чистая монополия
1.6. Слияния и поглощения
. Монополии увеличивают своё могущество путём поглощения других компаний, а также в результате слияния с конкурирующими фирмами.
Поглощение
представляет собой приобретение контроля над соответствующей компанией, которая теряет свою самостоятельность.
Слияние
– это объединение двух или более фирм с целью создания новой компании.
Слияния могут быть
:
· Горизонтальными – объединяются фирмы, производящие один и тот же продукт.
· Вертикальными – сливаются компании, которые специализируются на разных стадиях производственного процесса при выпуске одинаковой или схожей продукции.
· Конгломеративными – компании, вступающие в объединение , связаны с не производственными, а финансовыми интересами.
· Связанными – объединяются фирмы, имеющие схожие производства, что может привести к снижению затрат и обмене опытом.
· Несвязанными – объединения, в основном преследующие целью диверсификацию риска.
Поглощения бывают:
· Враждебными, когда компания приобретается без предварительного уведомления об этом её руководства.
· Дружественными – в данном случае приобретение одной фирмы другой находит одобрение у акционеров и руководства приобретаемой копании.
· Национальными – осуществляется в пределах одного государства.
· Транснациональными, когда поглощаемая компания (компании) находятся в другой (во многих) стране.
Национальными и транснациональными могут быть также и слияния.
Главными целями слияний и поглощений являются:
· Захват новых рынков сбыта;
· Усиление влияния на данном рынке;
· Повышение эффективности за счёт объединения ресурсов;
· Улучшение управляемости компании;
· Диверсификация риска.
1.7. Значение монополизации экономики.
В неоклассической теории считается, что монополизация экономики несёт отрицательный импульс, ведёт к сокращению объёмов производства, росту цен. Однако существует и противоположная точка зрения. Австрийский экономист Й.Шумпетер критиковал совершенную конкуренцию и защищал монополию при помощи следующих аргументов:
· Фирмы в рамках совершенной конкуренции при попытках усовершенствовать технологию могут действовать неэффективно, поскольку в их положении труднее оценить и использовать новые возможности.
· Внедрение новых товаров несовместимо с совершенной конкуренцией.
· Монополизация может увеличить сферу деятельности более умных людей и уменьшить сферу действия менее умных.
· В распоряжении монополиста могут находиться способы производства, недоступные или малодоступные для его конкурентов.
· Мнение о том, что власть монополиста практически безгранична, неверно даже для самых одиозных случаев.
· Наличие усовершенствованных способов производства и большого управленческого аппарата сдвигает оптимальную для монополиста цену в сторону конкурентной цены.
Рассмотренные ранее чистая конкуренция и чистая монополия являются скорее исключением из правила, чем нормой жизни фирм и корпораций. Большинство из них обладают чертами и чистой конкуренции, и чистой монополии. Такой как раз и является монополистическая конкуренция, содержащая элементы конкуренции и монопольной власти.