Чистая монополия
Если спрос потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара – спрос уменьшится на небольшую величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить.
Существует опасность, что потребители, получившие товар по сниженной цене, станут перепродавать его по цене несколько большей, но не такой высокой, как для других потребителей. Поэтому монополист вынужден ограничивать реализацию товара в одни руки. Например, обычным покупателям определённый товар продают по цене 500 рублей, а пенсионерам – по 400 рублей. Предприимчивые престарелые граждане вполне могут, выходя из магазина, перепродавать товар по 450 рублей. Обычно таких проблем не возникает на рынке услуг, которые нельзя перепродать.
Выделяют три вида ценовой дискриминации
:
1. Каждая единица товара реализуется по цене спроса на неё, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект (дискриминация первой степени, совершенная дискриминация);
2. Цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров (дискриминация второй степени : выступает в форме скидок на приобретение товаров) ;
3. Разным покупателям продукция реализуется по разным ценам (дискриминация третьей степени).
Дж. Робинсон приводит следующие примеры ценовой дискриминации:
· Предоставление частных услуг: доктор ставит гонорар за свой труд в зависимость от состояния здоровья пациентов.
· Рынки, на которых ведёт торговлю монополия, отделены друг от друга (географически или посредством таможенных барьеров): и в этом случае выгодно устанавливать разные цены на один о тот же товар.
· Демпинг: производство товаров на экспорт по низким ценам.
· Непреднамеренная дискриминация: товары продаются по специальным заказам и поэтому покупатель не может узнать, по какой цене покупают товар другие.
· Дискриминация при покупке труда наблюдается, когда договор о найме заключается в отдельности с каждым работником.
Ценовая дискриминация может возникнуть только в случае, если продавец в состоянии сегментировать рынок, т.е. тем или иным путём установить, насколько эластичен спрос различных покупателей. Необходимо, например, выяснить уровень дохода покупателя, а также каким временем он обладает для совершения сделки купли-продажи (чем меньше это время, тем менее эластичен спрос), насколько важен этот товар для него.
При помощи ценовой дискриминации монополист присваивает значительную часть потребительского излишка покупателя.
Ценовая дискриминация может быть выгодна и продавцам и покупателям. Продавцы увеличивают, таким образом, свои доходы, а многие потребители, не имевшие возможности приобретать продукцию по очень высокой цене, также становятся покупателями.
Ценовая дискриминация может быть также основана на выдуманных, несуществующих отличиях товаров, которыми оперируют потребители при покупке.
Виртуозно владеют практикой ценовой дискриминации продавщицы в обычных уличных ларьках. Они почти безошибочно сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний вид покупателя. В соответствии с одеждой молниеносно принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому дешевле, кому давать сдачу полностью, а кому нет, кого обвешивать, а кому необходимо взвешивать товар с микроскопической точностью.
Регулирующую функцию цен и политику ценовой дискриминации проводят не только монополии, но и государство. Подобное манипулирование ценами породило такое понятие, как социальная цена монополии, отражающее величину потерь со стороны общества чистой полезности вследствие действий монополий, направленных на максимизацию прибыли. Однако поскольку часть прибыли монополии используются на совершенствование техники и технологии, подготовку и переподготовку кадров, социальное обеспечение работающих и членов их семей, общество получает определенную выгоду от их существования в хозяйственной структуре.