Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса
3. Обязательства по услугам определяют условия доступа иностранных услуг и поставщиков на российский рынок. Цельного представления о результатах переговоров по этому направлению нет. Основные противоречия на переговорах касаются энергоресурсов, финансов, транспорта.
Как ранее уже было отмечено, результатом многосторонних переговоров (переговоров по системным вопросам) должен стать Доклад Рабочей группы, содержащий описание торгового режима и законодательства, а также обязательства, которые страна будет выполнять после присоединения.
Важно также заметить, что на конференции в Гонконге вокруг переговоров по поводу вступления России в ВТО выявились проблемы, которые могут осложнить этот процесс и затянуть его сроки. В ВТО существуют правила, опираясь на которые, ряд стран (Молдавия, Грузия и ЕС, протоколы с которыми уже были подписаны) предъявили к России претензии. Грузия обвиняет Россию в том, что она открыла два незаконных таможенных пункта на границе с Абхазией и Южной Осетией, через которые ввозятся безакцизные сигареты и идёт контрабанда. Пока на эти пункты не будут допущены грузинские таможенники, Грузия останется не согласной на вступление России в ВТО. Россия признала, что проблема отчасти существует и её надо решать путём переговоров МИДа России с грузинскими коллегами.
При подписании протокола же с ЕС в мае 2004 г. Россия взяла на себя обязательство постепенно к 2013 г. отметить высокую плату - 330 млн. евро в год - за пролёт европейских лайнеров над Сибирью. Поскольку график изменения цены не был своевременно представлен, европейцы подняли этот вопрос на конференции, объявив Россию ненадёжным партнёром. Тем не менее, они не намерены блокировать российское вступление в ВТО.
Однако по последним данным «Российской газеты» от 11.06.2008 Россия имеет все шансы вступить в ВТО в 2009 году [47].
Таким образом, анализ предлагаемых России условий присоединения к ВТО позволяют утверждать, что реальные преимущества вступления страны в эту организацию сводятся к следующему:
1. Присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения «правил игры» в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.
2. Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции.
3. Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.
Перечень же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых условиях представляется таким:
1. Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.
2. Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой, означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования для защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров. Присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации, что ставит под вопрос значительные выгоды, которые рассчитывают получить от членства в ней России производители ряда отраслей промышленности, в том числе черной металлургия, химической и текстильной индустрии.
Итак, на сегодняшний день необходимо провести тщательный анализ соответствия мер поддержки развития отечественных отраслей экономики нормам и правилам ВТО, заблаговременно подготовиться к обсуждению и отстаиванию этих мер на переговорах, наладить мониторинг достигнутых договоренностей в отношении доступа на рынки товаров и услуг с целью гибких корректировок переговорной линии, динамичного согласования спорных моментов с представителями бизнеса, уточнения прогнозов последствий присоединения для отраслей и секторов экономики Российской Федерации.