Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса
Необходимым условием членства в ВТО является также приведение делового законодательства России в соответствие с положениями документов этой организации, что записано в статье XVI соглашения об ее учреждении. Эта сложная работа, в результатах которой, кстати, заинтересованы российские предприниматели независимо от участия страны в ВТО, успешно ведется нарастающими темпами уже не первый год. Правительство и парламент уделяют ей должное внимание, но большой объем (речь идет, по некоторым оценкам, о 100 законах и примерно тысяче ведомственных инструкций) не позволяет быстро справиться с поставленной задачей [27, c. 9].
К настоящему времени в Государственную Думу внесены и находятся на разных стадиях рассмотрения практически все законопроекты, необходимые для выполнения Россией обязательств по присоединению к ВТО. Наиболее важными среди них являются федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и Таможенный кодекс [20, с. 5].
Стоит отметить, что по заявлению главы российской делегации по присоединению к ВТО программа по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями торговой организации российской стороной выполнена уже практически на 99% [48].
Присоединение состоится, когда все проблемы будут урегулированы без нанесения ущерба интересам России. Желательно, однако, чтобы это произошло до окончания ведущихся в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров. В ином случае, России придется корректировать ранее согласованные условия и, кроме того, договариваться по новым вопросам, которые будут достигнуты в итоге этих переговоров.
Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в ВТО, и оно возможно лишь при том, что:
ü условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
ü позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО;
ü Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.
Правительство РФ предпринимает конкретные меры по интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО. В тоже время это не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства, системные вопросы и др.) будут основываться на реальном положении российской экономики, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда [4, с. 16].
Подробностей о содержании достигнутых двусторонних договорённостей по всем направлениям переговоров в России публикуется немного. Материалы, которые публикуются, носят общий характер и не годятся для содержательного анализа. Однако важно отметить следующие результаты:
1. Обязательства по товарам. Предполагается снижение импортных тарифов на промышленную продукцию в течение переходного периода (5-7 лет) с момента вступления в ВТО. Средний импортный тариф должен уменьшиться с 10,5% до 7,5-8,0%.
2. Обязательства по сельскому хозяйству. Уровень таможенной защиты не уменьшится ни по одному из сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить на переходный период ставки таможенных пошлин. На период до 2009 г. включительно Россия может использовать тарифные квоты на говядину, свинину, мясо птицы в нынешних объёмах плюс 2,0-2,5% годового роста и при достаточном уровне тарифной защиты. Самым драматичным на переговорах по сельскохозяйственной проблематике остаётся вопрос о внутренней государственной поддержке аграрного сектора и уровне экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. На протяжении всего периода переговоров Россия была вынуждена периодически снижать заявленный уровень.