Финансовое оздоровление экономики Республики Беларусь
Нынешнее состояние рынка лизинга характеризуется укрупнением лизинговых сделок. В то же время по-прежнему очень востребован лизинг для малого бизнеса и предпринимателей. Работа в данном сегменте позволяет не вступать в прямую конкуренцию с другими лизинговыми компаниями и банками.
Рынок лизинга весьма дифференцирован по регионам. Так, согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, наибольший удельный вес лизинговых операций, как в стоимостном, так и в натуральном выражении приходится на Минск и Минскую область. На третьем месте находится Брестская область. На долю Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областей приходится оставшееся часть.
Диаграмма 4.3 – Движение объектов, переданных в лизинг, по областям.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) как институт рыночной экономики занимают особое место в правовой системе Республики Беларусь. Внимание, которое уделяется государством совершенствованию законодательства о СЭЗ, свидетельствует о том, что их развитие является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору привлекательные условия для инвестирования на территории СЭЗ.
СЭЗ Республики Беларусь имеют выгодное географическое положение, находятся на перекрестках транспортных, воздушных и железнодорожных магистралей, располагают развитой производственной инфраструктурой и квалифицированными специалистами.
Статус резидента СЭЗ позволяет предприятиям значительно снизить себестоимость продукции. При этом допустимый уровень амортизации оборудования составляет 5 лет.
Кроме этого, СЭЗ обладают развитой транспортной инфраструктурой, благодаря которой можно оперативно организовывать отправку продукции в любом направлении автомобильным или железнодорожным транспортом.
Среди преференций, предоставляемых СЭЗ своим резидентам, нельзя не отметить мероприятия по продвижению (фактически бесплатному) на рынок продукции и торговых марок. Так, например, администрации СЭЗ принимают участие в международных выставках, семинарах, днях делового сотрудничества в странах СНГ и дальнего зарубежья. Проводятся также рабочие встречи с аналогичными администрациями зарубежных стран.
Помимо многочисленных информационно-рекламных материалов о деятельности и перспективах развития СЭЗ администрациями подготовлены пакеты инвестиционных проектов, принять участие в реализации которых приглашаются заинтересованные иностранные инвесторы.
Свидетельства резидентов СЭЗ получают коммерческие банки (например, в настоящее время в СЭЗ «Минск» активно работают уже 5 банков-резидентов). Резидентам СЭЗ и зарубежным предприятиям банки оказывают полный комплекс банковских услуг. Это является действенным примером развития деловой инфраструктуры данной территории и повышения привлекательности условий СЭЗ для иностранного и национального капитала.
Юридической базой для осуществления деятельности инвесторов в СЭЗ является пакет законодательных актов, состоящий, в частности, из Закона «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г. № 213-3 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – закон о СЭЗ), указов Президента Республики Беларусь о создании каждой зоны, положений о СЭЗ и администрациях зон.
Существующие в СЭЗ Республики Беларусь режимы таможенного и налогового регулирования весьма привлекательны для притока иностранного капитала. По сравнению с обычными предприятиями различных форм собственности налогообложение резидентов СЭЗ значительно проще.
При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны таможенные платежи (за исключением сборов за таможенное оформление) не взимаются и меры экономической политики не применяются.
В целях создания благоприятных условий для инвестирования в СЭЗ установлен особый правовой режим, предполагающий особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования. На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, предусмотренная законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов (в т.ч. и в иностранной валюте), полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и республики.