Финансовое оздоровление экономики Республики Беларусь
В конце 80-х гг. Беларусь была одной из самых развитых республик СССР. В 1990 г. валовой внутренний продукт составил свыше 4 тыс.дол.на душу населения.
Только в 1991 г. впервые произошло абсолютное падение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В итоге валовой внутренний продукт в 1991 г. составил 98,8% к уровню 1990 г., а национальный доход – 97%.
В 1991-1995 гг. для народного хозяйства республики стало характерным резкое обострение экономического кризиса. Его основными проявлениями стали: снижение всех главных макроэкономических показателей; падение общественного производства; увеличение дефицита государственных финансов; рост инфляции; падение стоимости белорусского рубля, который был введен в денежной обращение в июне 1992 г.; рост внешней задолженности.
Значительное сокращение масштабов производства было обусловлено прежде всего падением в 1991-1995 гг. на 40,9% выпуска продукции промышленности – ведущей отрасли народного хозяйства республики. В тяжелом положении оказалось и сельское хозяйство Беларуси. За 1991-1995 гг. объемы его производства снизились на 26,4%. В результате цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию постоянно увеличивались.
В аналогичном положении находились транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство, где деформация цен привела к потере работниками этих отраслей стимулов к хозяйственной деятельности, порождала все новые и новые потребности в кредитах и, как итог, содействовала дальнейшему обострению состояния в финансовой сфере республики и падению общественного производства.
Капиталовложения в народное хозяйство Беларуси за 1991-1995 гг. по сравнению с 1990 г. снизились на 64,8%.
Анализ экономической среды, в которой оказалось реформируемое общественное производство, показал, что экономика Беларуси в период перехода к рынку столкнулась с двумя глобальными проблемами: обеспечением предприятий необходимыми материальными, сырьевыми и энергетическими ресурсами; расширением рынка сбыта выпускаемой продукции.
Дороговизна поступаемых из-за пределов республики материально-сырьевых ресурсов сказалась на финансовом положении предприятий и бюджета и потребовала переориентации отечественного производства на местные сырьевые ресурсы, снижения зависимости от импортных поставок хлопка, металла, нефти, газа и других материалов и продуктов.
Решением второй проблемы стал переход от бывшего общесоюзного разделения труда к республиканскому и расширению внутреннего рынка. Потребовались энергичные действия по восстановлению доперестроечных объемов экспорта и переключение его на страны дальнего зарубежья с тем, чтобы компенсировать потери внутреннего рынка и рынка СНГ.
Пополнение доходов бюджета за счет финансовых накоплений предприятий в перестроечные годы существенно снизилось, поскольку этот период характеризовался резким спадом производства во всех секторах промышленности [14, c. 74-83].
Распад СССР и создание самостоятельного государства привели к существенным изменениям в отраслевой структуре промышленного производства (диаграмма. 4.1):
Диаграмма 4.1 – Изменение отраслевой структуры промышленного производства (1990-2008 гг.)
Источники: Собственная разработка, официальные статистические данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
Глубокий экономический упадок, в котором находилось хозяйство Беларуси, поставил ее на грань обвала и как никогда ранее потребовал разработки и реализации программы неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса. Одержав победу на президентских выборах в июле 1994 г., президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко внес на рассмотрение Верховного Совета Программу неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса, которая и была одобрена 30 сентября 1994 г.
Программа предусматривала комплекс взаимосвязанных неотложных мер, направленных прежде всего на приостановление спада производства, торможение инфляции, сохранение уровня жизни и социальной защищенности, недопущение массовой безработицы и резкого имущественного расслоения. Программа предусматривала: либерализацию ценообразования, массовую приватизацию государственного сектора, уменьшение размера налогов, сокращение государственных расходов. Развитие малого и среднего бизнеса, формирование рынка ценных бумаг, общее сокращение роли государства в регулировании экономики.