Финансовое оздоровление экономики Республики Беларусь
ЗАО «Торговый Союз» создано в 1993 году и является головным предприятием торгово-промышленной группы "Торговый Союз". В настоящее время торговая инфраструктура "Торговый Союз" представляет собой сеть опрофилированных юридических лиц в Беларуси (Минск), России (Москва), Украине (Днепропетровск) и Польше (Кельце). Центральный офис находится в Минске.
В Беларуси действует множество других финансово-промышленных групп.
Существенной проблемой для экономики Республики Беларусь в переходный период стала проблема взаимных неплатежей, причиной чего стало
чрезвычайно тяжелое экономическое положение стран СНГ и неурегулированность взаимоотношений с ними. Задолженность предприятий ближнего зарубежья тоже нередко являлась началом цепочки неплатежей белорусских предприятий.
Еще одной проблемой, с которой столкнулось реформируемая экономика Республики Беларусь стало наличие огромного числа убыточных предприятий.
По данным Министерства статистики в январе 2007 года убыточными были 2 386 организаций или 22,2 процента от общего числа учитываемых в текущем порядке. Сумма чистого убытка убыточных организаций по всем отраслям экономики за этот период составила 156,2 миллиарда рублей (за январь 2006 года - 107,6 миллиарда рублей).
На протяжении десятилетий в Республике Беларусь функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Бесследно это пройти не могло. К тому же отсутствие до 2000 года эффективного законодательства о банкротстве еще больше способствовало порождению неустойчивости кредитных и финансовых отношений, в целом нездоровому положению в сфере предпринимательской деятельности и незащищенности участников гражданского оборота.
Исходя из принципов национальной экономической модели, правительством были разработаны и применяются следующие механизмы внесудебного и судебного финансового оздоровления предприятий отраслей экономики:
· формирование Национального фонда развития. Его средства расходуются на проекты развития небольших предприятий, которые не могут пользоваться заемными средствами, и на инновационное развитие в различных отраслях, но не в тех, за счет которых этот фонд формируется;
· создание инновационных фондов при отраслевых органах управления;
· планирование поставок на внутренний рынок импортозамещающих товаров;
· функционирование национальной системы экономического оздоровления;
· легитимный вывод с рынков товаров и услуг нежизнеспособных должников;
· формирование и ведение группы предприятий в составе Перечня юридических лиц, в отношении которых не применяется законодательство о банкротстве;
· реструктуризация задолженности убыточных государственных организаций и убыточных акционерных обществ с долей государства в уставном фонде;
· введение персональной ответственности руководителей предприятий, концернов и министерств, их курирующих, при оказании им государственной поддержки за выполнение прогнозных показателей;
· проведение взаимозачетов;
· введение обязательных целевых показателей по выплате зарплаты;
· обязательное использование Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь коммерческими организациями в рамках системы госрегулирования заработной платы;
· применение прямых денежных трансфертов, бюджетных субсидий промышленным предприятиям для защиты отечественных производителей в связи с утратой ими своих позиций на рынке;
· продажа неиспользуемых и не эффективно используемых помещений, не завершенных строительством объектов по начальной цене равной одной базовой величине и др.
В переходный период в Республике Беларусь стало больше внимания уделяться развитию финансового рынка.
В ходе перестройки экономики в Республике Беларусь Верховным Советом, Советом Министров, Министерством финансов, Национальным банком был принят ряд законов, постановлений, положений и т.д. по совершенствованию системы кредитования: Закон Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», постановление Верховного Совета «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики», «Временное Положение о банковском кредите», положение «О рыночной процентной ставке за кредиты», утвержденные Национальным банком Республики Беларусь, и др. На Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с законодательством возложены основные функции кредитно-денежного регулирования. Посредством таких финансовых инструментов, как ставка рефинансирования, объем предоставленных кредитов, установление льготных кредитных ставок, правил участия в кредитных аукционах и т.д., государство осуществляет регулирование кредитного рынка.