Планирование перевозок
В основе разработки плана перевозок пассажиров лежит изучение
спроса населения на перевозки. Спрос формируется под воздействием многих факторов, которые условно можно сгруппировать следующим образом:
социально-экономические - социальное положение, образовательный .--
ценз, возраст, численность, состав семьи, транспорта, уровень заработной платы, тариф режим работы предприятий и учреждений всех видов.
территориально-планировочные - селитебная территория населенного пункта, площадь и границы агломерации, удаленность жилья от мест приложения труда, учебно-просветительных и культурных учреждений, плотность застройки, наличие и состояние дорожной сети;
организационно-транспортные - размещение остановочных пунктов и удобство подхода к ним, взаимозаменяемость и координация различных видов пассажирского транспорта, плотность транспортной сети, регулярность движения транспортных средств, надежность и безопасность перевозок. Наиболее достоверный путь изучения спрос – проведение обследований. Обследования пассажиропотоков могут быть сплошными по всей транспортной сети в течение всего суточного времени ее работы, выборочными как по времени, так и по набору маршрутов, разовыми, например, в одной наиболее загруженной точке маршрута или в единицу времени. На междугородных перевозках применяется отчетно-статистический метод обследования, основанный на анализе данных о проданных билетах.
Помимо обследований, существуют и другие методы оценки объемов пассажирских перевозок. Наибольшее распространение получил метод, основанный на изменении динамического ряда объема перевозок в ретроспективе за 10 - 15 лет .в практике работы пассажирских АТП объем перевозок и пассажирооборот рассчитывают исходя из предполагаемой суммы доходов от перевозок Дn.
Подвижной состав, применяемый при пассажирских перевозках, имеет более однородную структуру, чем грузовой подвижной состав. В отличие от грузовых АТП план перевозок пассажирских АТП дифференцируется лишь по видам перевозок (городские, пригородные, междугородные) в разрезе года, квартала, месяца. На междугородных перевозках ведется строгий учет выполненных перевозок по количеству проданных билетов. На пригородных и особенно городских перевозках такой учет по отдельным маршрутам не ведется из-за большой доли централизованно реализуемых проездных билетов и талонов.
Перевозки пассажиров маршрутными автомобилями, такси планируются так же, как автобусные, поскольку маршрутные автомобили-такси по существу представляют собой автобусы малой вместимости.
Для заказных автобусов, работающих по тарифу за 1 ч, план перевозок не разрабатывается.
При составлении плана пассажирских перевозок так же, как и при разработке плана грузовых перевозок, сбалансируются провозные возможности АТП с выявленной потребностью населения в перевозках на основе расчета суточной выработки единицы подвижного состава и имеющейся структуры арка автомобилей.