Планирование перевозок
В основе управления текущей деятельностью АТП лежит годовой план, важнейшей частью которого является план перевозок. Разработке этого плана предшествует предварительная аналитическая и маркетинговая работа, проводимая предприятием. Она заключается в анализе перевозок и их рентабельности за предшествующие периоды, оценке объемов и структуры неудовлетворенного спроса, а также в изучении и прогнозировании причин и источников роста или падения спроса в будущем. Каждое АТП имеет постоянных и эпизодических клиентов, пользующихся его услугами. Для постоянной клиентуры характерны устойчивые объемы и структура перевозок грузов. Вторую более многочисленную группу клиентов так называемую эпизодическую клиентуру, составляют те потребители транспортных услуг, у которых отсутствует постоянная потребность в перевозках. Таких клиентов у АТП может быть много, а размер их совокупного спроса на транспортные услуги достаточно велик. При этом вследствие известной статистической закономерности средний суточный объем совокупного спроса эпизодической клиентуры должен быть сравнительно устойчивой величиной. Планирование перевозок грузов. АТП должно оценить не только совокупные объемы перевозок, которые оно способно выполнить в течение предстоящего периода, но и структуру грузов, которые намечается перевозить. Многие виды грузов требуют специального подвижного состава, которой бы обеспечивал сохранность перевозимой продукции (например, скоропортящейся или хрупкой), сокращение простоя под погрузочно-разгрузочными работами и облегчение их производства, обладал бы повышенной проходимостью или имел кузов большой вместимости и т. п. Перевозки крупных партий грузов требуют подвижного состава большой грузоподъемности, а мелких, наоборот, малой. Неспособность АТП предоставить нужный клиенту подвижной состав может привести при наличии конкуренции перевозчиков к потере клиента и его переходу к конкуренту.
План перевозок должно быть увязан как с наличной структурой
подвижного состава предприятия, так и с мероприятиями по приведению ее в соответствие структуре грузов. Вид груза или перевозки определяется набором присущих им признаков. Перечень грузов и перевозок, объединенных по определенным признакам, называется номенклатурой. Так, по отраслям народного хозяйства грузы подразделяются на: строительные, торговые, сельскохозяйственные, промышленные, коммунальные; по физическим свойствам - на навалочные, наливные, длинномерные, тарно-штучные; по характерным особенностям груза - на опасные, скоропортящиеся, крупно- габаритные и т. д. Приведенная классификация затрагивает лишь основные разновидности грузов, в действительности их номенклатура значительно шире.
Вследствие двухмерности транспортной продукции, которая характеризуется двумя параметрами: массой перевозимого груза и расстоянием перевозки. АТП при планировании должно оценить не только объем и структуру перевозок по номенклатуре, но и средние расстояния перевозки как в целом, так и по отдельным номенклатурным группам.
По территориальному признаку автомобильные грузовые перевозки разделяются на городские, совершаемые в пределах города и близлежащей пригородной зоны (не свыше 50 км), внутрирайонные, внутриобластные, междугородные, международные. Деление перевозок по территориальному признаку обусловливает такой важнейший показатель плана перевозок, как расстояние перевозки, а следовательно, влияет на длину и время ездки.