Организация труда на автотранспортных предприятиях.
7.1. Сущность и основные направления научной организации труда.
Цель НОТ: разработка комплекса мероприятий, направленных на максимально эффективное использование ресурсов (материальных и трудовых).
НОТ предполагает:
1) системность – последовательность с позиции конечных результатов функционирования всей системы
2) комплексность – развитие труда во всех элементах системы
3) оптимальность
Основные направления НОТ:
- разделение и кооперация труда
- улучшение организации рабочих мест
- улучшение подготовки кадров
- совершенствование нормирования труда
- улучшение условий труда…
7.2. Основы нормирования труда
Методы:
1) аналитический-расчетный
2) аналитический-исследовательский
норма времени:
Нв = Тпз + То + Тв + Тобс + Тотд.л.н.
Организация труда водителей.
Особенность труда водителей:
- вне трудового коллектива
- зависимость труда от внешних факторов (состояние дорог, погрузочно-разгрузочных работ, климатических условий)
- повышенная опасность рабочего места
- воздействие на водителя изменяющихся метеорологических условий
- продолжительность рабочего дня 10-12 часов
- нервно-эмоциональные перегрузки
Требования к водителю:
- скорость движений
- правильность в действиях
- самообладание (не поддаваться искушению)
- внимание
- аналитический и динамический глазомеры
- ориентация
Организация рабочего места:
- температура 18-20оС – норма, 2-40оС – факт.
влажность 60-80% - норма, 15-85% - факт
- зеркала заднего вида
9.3. Разработка производственной программы и плана по эксплуатации п.с.
первым этапом разработки плана по эксплуатации п.с. является анализ показателей, характеризующих работу парка АТП за прошлый отчетный период (выявление резервов и возможности улучшения ТЭП). Помимо этого анализа прогнозируются условия перевозок: состояние подъездных путей, пунктов погрузки-разгрузки, номенклатуру заявленного груза, виды его упаковки, класс и категорию груза, режим работы клиентуры.
Все эти показатели влияют на подбор п.с. для конкретного груза в зависимости от Q и Lег. В свою очередь подбор п.с. влияет на эксплуатационные показатели, такие как грузоподъемность Uт, tп-р, Y (коэффициент использования пробега).
Исходными данными для разработки плана по эксплуатации п.с. является Q и структура перевозимого груза, наличие п.с., его поставки и списание по срокам и маркам.
План по эксплуатации разрабатывается на год с разбивкой по кварталам и месяцам в целом по АТП и раздельно по видам перевозок.
В плане по эксплуатации все показатели можно условно поделить на две группы:
- количественные: Ас, Тн, Lсут, q, Q, W
- качественные, характеризующие использование подвижного состава и его грузоподъемности во времени и по пробегу (αв, y, Кэкст, Кинт, β).
Основные показатели использования и работы н.с.
1) Среднесписочное количество п.с.
Асс = |
2) Коэффициент технической готовности
где: АДт – автомобиле-дни технически исправного п.с.
АДх – авто-дни пребывания в хозяйстве
3) коэффициент выпуска автомобилей на линию
4) время в наряде п.с. (средняя величина)
где: Тн1…Тн3 – время в наряде для одно-трехсменных автомобилей
АДр1…АДр3 – авто-дни работы …3 сменных автомобилей
или
5) автобусы в работе:
6) техническая скорость:
где Тдв – время движения
7) эксплуатационная скорость
8) скорость сообщения (для пассажирского транспорта)