Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
- образование государственных материальных и финансовых резервов;
- регулирование финансового потенциала субъектов РФ;
- погашение и обслуживание государственного долга РФ;
- другие расходы, предусматриваемые в бюджете на соответствующий год [19, с. 157].
Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть: внутренние (ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей) и внешние (государственные кредиты).
Структура расходов бюджета
- Государственное управление.
- Международная деятельность;
- Национальная оборона.
- Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.
- Федеральная судебная система.
- Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
- Промышленность, энергетика, строительство.
- Сельское хозяйство и рыболовство.
- Охрана окружающей среды и природных ресурсов.
- Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.
- Развитие рыночной инфраструктуры.
- Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий.
- Образование.
- Культура и искусство.
- Средства массовой информации.
- Здравоохранение и физическая культура
- Обслуживание государственного долга.
- Пополнение государственных запасов и резервов.
- Мобилизационная подготовка экономики.
- Прочие расходы.
- Расходы целевых бюджетных фондов [19, с.157].
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной.
Если доходная часть бюджета меньше расходной - это называется бюджетным дефицитом.
Его возникновение обуславливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышение расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшается поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени» отсюда и название «теневая экономика» [18, с. 74].
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главными из которых является усилие инфляционных процессов.