Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Цeнтральноe место в финaнсoвoй системе любогo гoсударства занимает гoсударствeнный бюджет – имeющий силу закона финaнсовый план гoсударства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс РФ oпрeделяет бюджет как форму образования и расходования фонда дeнeжных средств, прeдназначeнных для финансовогo обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяются и особенности финансовой системы [5, с.124].
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовал переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношения и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения это можно увидеть на рисунке 10 [5, с.71].
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Отсюда видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным федеративным устройством – в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет и местный бюджет. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.