Особенности регулирования финансовых потоков предприятия при управлении кредитным портфелем.
При выпуске облигаций со сроком обращения более 1 года с правом досрочного погашения через механизм оферты реальное заимствование часто не происходит под краткосрочную ставку, так как коммерческая организация несет дополнительные (скрытые) расходы, которые нивелируют разницу в ставках и влияют на интенсивность финансовых потоков.
Во-первых, это премия за опционную составляющую в облигации (в случае повышения рыночных ставок коммерческие организации могут погасить их, но они этого не будут делать при низких процентных ставках). Коммерческой организации необходимо регулярно проводить мероприятия по повышению интересов инвесторов к своим долговым инструментам. Средства могут быть самыми разнообразными и зависят от того, кто потенциальные покупатели облигаций. Однако в любом случае, главный принцип неизменен — поддерживать открытость, формировать положительное информационное поле, поддерживать активные контакты со средствами массовой информации. В этих случаях также можно добиться положительной динамики финансовых потоков от кредитно-займовых операций.
Обеспечение такой информационной открытости может быть достигнуто за счет следующего комплекса мер:
- получение рейтинга от рейтингового агентства;
- коммерческая организация должна обеспечивать регулярный доступ инвесторов к своей бухгалтерской отчетности (желательно предоставлять доступ к поквартальному балансу). Кроме того, коммерческая организация должна получить аудиторское заключение;
- при продаже ценных бумаг обычно подготавливается исследование по данным ценным бумагам с основной информацией по коммерческой организации и по размещаемым ценным бумагам;
- организовать рассылку предложений потенциальным инвесторам. Такое предложение может включать в себя презентацию выпуска, проспект эмиссии облигаций, инвестиционный проект, под который привлекаются средства, экономический анализ хозяйственной деятельности эмитента;
- организация презентаций выпуска ценных бумаг и «road show» для крупных потенциальных инвесторов;
- всем потенциальным инвесторам должен быть обеспечен доступ к данному исследованию, в частности информация о выпуске должна быть представлена в сети Интернет.
Текущая конъюнктура финансового рынка такова, что быстро привлечь с помощью облигаций большой объем «дешевых» средств довольно сложно. Работа с облигационными займами - это длительный процесс. И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом коммерческой организации, за счет которого оно в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех коммерческих организаций, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.
При этом для широкого круга потенциальных инвесторов определяющим обстоятельством в выборе облигаций будет являться факт своевременного погашения эмитентом своих первых выпусков облигаций. При общей тенденции на снижение рыночных рублевых ставок последующие займы будут обходиться эмитенту дешевле.