Особенности регулирования финансовых потоков предприятия при управлении кредитным портфелем.
Наиболее правильным, с позиции обеспечения оптимальности процедур регулирования финансовых потоков коммерческой организации, осуществляющей займовые операции, решением для эмитента видится проведение аукциона по определению цены размещения, а затем заключение сделки в режиме переговорных сделок без контроля достаточности обеспечения. Продавец (андеррайтер) и покупатель по договоренности устанавливают дату исполнения сделки, а система торгов на этапе введения адресной заявки не контролирует достаточность обеспечения. Такой механизм размещения создает дополнительные удобства для коммерческой организации в плане регулирования ее финансовых потоков.
Большую роль в процессе регулирования финансовых потоков коммерческой организации при реализации займовых операций является размещение финансовых средств при содействии инвестиционных банков. Сегодня размещение выпусков облигаций значительного объема в России и регулирование значительных финансовых потоков практически невозможно без участия инвестиционных банков. Поэтому при осуществлении выпуска облигаций коммерческая организация вынуждена искать себе партнера в лице инвестиционного банка. Эмитент обычно взаимодействует с одним инвестиционным банком, который объявляется генеральным менеджером эмиссии. Генеральный менеджер осуществляет формирование консорциума андеррайтеров, которые берут на себя гарантии по размещению выпуска ценных бумаг. В мировой практике число членов консорциума, как правило, не превышает 60. Консорциум андеррайтеров осуществляет непосредственное размещение ценных бумаг и долговых обязательств среди коммерческих организаций, а также по мере необходимости может привлекать к размещению группу продаж (действуют фактически как торговые агенты). Группа продаж обычно включает в себя небольшие брокерские компании, работающие непосредственно с конечными покупателями.
Однако инвестиционные банки в России находятся в настоящее время в стадии развития, и эмитенту сложно выбрать организацию, способную должным образом выполнять функции ведущего менеджера выпуска. Рынок корпоративных облигаций в России находится в стадии становления, поэтому устойчивых альянсов между эмитентами и инвестиционными банками пока нет. Однако очевидна тенденция, что крупные эмитенты работают с небольшим количеством инвестиционных банков, а эмитенты, осуществляющие второй выпуск, как правило, обращаются к тому же организатору выпуска, который подготавливал первый выпуск.
Вместе с тем, в России пока не появились универсальные инвестиционные банки. Их формирование будет, по-видимому, происходить в течение ближайших 1-2 лет на основе сложившегося круга лидеров в области организации выпусков корпоративных облигаций, поскольку последний является наиболее быстрорастущим и «продвинутым» сегментом российского долгового рынка.
Размещение ценных бумаг коммерческих организаций и регулирования их финансовых потоков через посредничество инвестиционных банков может происходить в двух основных вариантах:
- гарантированное размещение — инвестиционные банки гарантируют размещение ценных бумаг, обязуясь либо полностью выкупить выпуск на себя и проводить его продажу от своего имени, либо выкупить только неразмещенную среди инвесторов часть выпуска. В этом случае можно говорить о высоком качестве регулирования финансовых потоков коммерческих организаций;
- размещение на лучших условиях — инвестиционные банки осуществляют содействие эмитенту в продвижении его ценных бумаг, но не гарантируют размещения выпуска (действуют фактически в качестве брокера). В этом случае, при регулировании финансовых потоков организации необходимо подумать о страховании возможных препятствий. Преимущество размещения через инвестиционные банки - возможность размещения значительных объемов ценных бумаг. Недостаток - необходимость платить комиссионное вознаграждение за размещение. В целом – это оптимальный подход к регулированию финансовых потоков коммерческих организаций.
Также влияет на качество регулирования финансовых потоков коммерческой организации, осуществляющей займовые операции, степень развитости вторичного рынка обращения долговых инструментов. Эмитент должен позаботиться о том, чтобы создать вторичный рынок своих облигаций и обеспечить условия для регулирования финансовых потоков. Это необходимо, так как коммерческие организации заинтересованы в ликвидности облигаций, а ликвидность является если не первой, то, по крайней мере, второй по привлекательности чертой облигаций. При этом ликвидные облигации могут быть менее доходными. Следовательно, коммерческая организация должна быть заинтересована в ликвидности своих облигаций, чтобы иметь возможность проводить размещение под низкие процентные ставки.