Особенности регулирования финансовых потоков предприятия при управлении кредитным портфелем.
Рассмотрение теоретико-методологических основ формирования кредитного портфеля коммерческой организации позволили нам сделать вывод, что главной особенностью регулирования ее финансовых потоков при управлении своими займовыми операциями является необходимость постоянной разработки альтернативных решений, высокий риск и непредсказуемость последствий принимаемых решений.
Кредитный портфель представляет собой систему, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой посредством обмена денежными средствами и другими активами, получаемыми от вложений или затрачиваемыми на них, информации о колебаниях стоимости ценных бумаг и т.д. Следовательно, развитие процессов формирования кредитного портфеля предприятия подчиняется законам неравновесных систем, со свойственной им энтропией и точками бифуркации, которые проявляются следующим образом:
- невозможно точно рассчитать реальную будущую доходность капитала и принять единственно правильное решение. Всегда существуют альтернативные решения, а правильность выбора будет определяться обратной связью. Для снижения потерь от неправильного финансового решения необходимо изначально спрогнозировать все действия на период получения обратной связи, сформулированных по принципу «если - то»;
- любое принятое решение оказывает существенное влияние на поведение и ожидания субъектов внешней среды. Отказ от выбранной стратегии, даже при неблагоприятном развитии событий, может оказаться более убыточным, чем следование ей. Данный факт обусловлен тем, что переход на альтернативную ветвь развития сопровождается, как правило, достаточно значительными затратами;
- финансовое решение должно корректироваться в зависимости от текущей ситуации, однако это не устранит полностью последствия принятых ранее неправильных решений.
Все это составляет систему принятия финансовых решений, которые должны подбираться и калиброваться для конкретного рынка, для конкретного субъекта кредитных операций. Предложенная модель принятия решений по управлению формированием кредитного портфеля позволяет определить финансовую стратегию предприятия в соответствии с прогнозами рыночной динамики и увязать ее с общей стратегией развития фирмы. Управление кредитным портфелем коммерческой организации сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах. Разрабатывая финансовые планы по кредитным операциям, специалисты заняты не только прогнозированием, ведь они должны предусмотреть и те ситуации, которые кажутся менее реалистичными. Кроме того, управление кредитными операциями коммерческой организации не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решений о том, какие риски следует принимать, а какие принимать не стоит при осуществлении кредитно-займовых операций.
Для этого коммерческие организации разработали несколько способов ответов на вопросы «а что, если». Одни составляют план и прогнозируют его последствия, исходя из наиболее вероятного сочетания условий, а затем уточняют свои ответы, изменяя принятые ими допущения по одному. Например, они могут задаться вопросом, насколько пострадает коммерческая организация, если стратегия агрессивного роста совпадет с общим периодом спада. Другие менеджеры рассматривают последствия каждого варианта плана при нескольких наиболее вероятных сценариях. Например, один сценарий может предусматривать высокие процентные ставки, которые приведут к замедлению роста мировой экономики и снижению цен на товары. В основу второго сценария могут быть заложены нарастающий спад в экономике страны, высокая инфляция и слабая национальная валюта.
Таким образом, одним из важнейших моментов, определяющих эффективность реализации кредитных операций коммерческой организации. Так, например, выпуск облигационного займа, требует выбор технологической схемы заимствования и организаций, обслуживающих данные облигации. При этом важная роль при организации выпуска облигационного займа и регулировании финансовых потоков коммерческой организации принадлежит торговой площадке, на которой будет проходить первичное размещение и вторичное обращение облигаций. Поэтому, с позиций оптимизации процедур регулирования финансовых потоков коммерческой организации, первичное размещение облигаций лучше осуществлять в секции фондового рынка (СФР) на ММВБ. Первичное размещение может проводиться в форме аукциона или в режиме переговорных сделок (РПС). Возможен также смешанный вариант — вначале проводится аукцион по определению цены размещения, а затем заключаются сделки в режиме переговорных сделок по определенной на аукционе цене и уже планируются финансовые потоки коммерческой организации в рамках осуществленных займовых операций.