Механизм взаимодействия инфраструктурных элементов с инновационными предприятиями
5. Недостаточно квалифицированных менеджеров в сфере инновационного управления.
6. Механизм экспертизы инновационных проектов нуждается в существенной отработке.
7. Не налажен процесс информационного обмена между возможными участниками инновационного процесса, как на территории Татарстана, так и по всей России.
8. Механизм маркетинга инноваций неотработан в должной мере.
9. Не сформирован рынок интеллектуальной собственности, авторские права совершенно не защищены.
Вышеуказанные трудности можно рассматривать как базис для новых направлений региональной инновационной и инфраструктурной политики. В основе последней необходимо учесть следующие особенности, которые предполагают следующий алгоритм действий:
1. Переход на инновационный тип развития требует от инновационных систем интеграцию в инновационные кластеры.
2. Кластеры инновационных фирм будут являться базисом более конкурентоспособных городов и регионов.
В основу формирования инновационных кластеров заложено взаимодействие между местными экономическими агентами, интенсивные вертикальные и горизонтальные связи и сеть учреждений, поддерживающих развитие инновационного предпринимательства и оказывающих инфраструктурное обеспечение инновационного типа развития региона.
3. Формирование инновационной инфраструктуры в региональных экономических системах предопределяет товарную природу результатов инновационных кластеров и вызывает необходимость исследования содержания и особенностей функционирования инфраструктурных институтов в инновационной сфере регионов, более того, способствует решению следующих глобальных задач:
- облегчению технологической модернизации предприятий и реиндустриализации отдельных регионов, а также реанимации для производственного использования территорий промышленных зон;
- облегчению организации инновационных и индустриальных кластеров на базе развития инфраструктурных комплексов конвертируемых предприятий ВПК;
- укреплению экономической базы средних по размерам городов в проблемных регионах;
- стимулированию притока инвестиций в реальный сектор, вследствие благоприятного инвестиционного микроклимата в инфраструктурных элементах.
4. Становление инфраструктуры должно способствовать разрушению межрегиональных барьеров, развивать взаимодействие между различными областями науки и хозяйственных систем. Инновационное развитие регионов может прогрессировать лишь в условиях взаимообогащения практикой формирования инфраструктурного обеспечения и социокультурной близости.
5. Системность, целенаправленность и координация основных элементов инфраструктуры инновационного развития – основа модели экономического развития;
- необходимость создания единого информационного пространства, объединяющего в единую сеть крупные научные центры, региональные центры содействия развитию инновационного предпринимательства.
- учет существующего градиента финансового, информационного, технологического обеспечения, а также специфики становления элементов инфраструктуры инновационного развития в различных по социально-экономическому типу развития регионах.
- формирование структурно-функциональной модели экономического развития через единство мотивации по всему спектру инфраструктурных услуг с учетом того что модель характеризоваться, прежде всего целевым единством ее элементов при наличии своей функциональной специфики.
6. Процесс формирования инфраструктурного обеспечения инновационного регионального развития требует наличия определенных факторов в виде параметров эффективности инновационного пространства. Наиболее характерными являются структурообразующие факторы, которые образуют «подпространство» элементов и находятся в тесной зависимости.
9. Максимальный эффект от инновационной инфраструктуры достигается в том случае, когда региональный ресурс развития разделен поровну между развитием производственной инфраструктуры и развитием инновационной инфраструктуры.
Для активизации инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур «среды поддержки» инновационного развития республики. В рамках программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 гг. сделан акцент на решение следующих задач посредством инфраструктурного обеспечения:
- исключить отток прогрессивных технологий за рубеж, путем создания единого инфраструктурного обеспечения технологического трансферта;