Механизм взаимодействия инфраструктурных элементов с инновационными предприятиями
В настоящее время большое внимание в рамках инновационного регионального развития, отводится созданию особых экономических зон (далее - ОЭЗ). Необходимая нормативная база представлена в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 1.08.2005, Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 117-ФЗ, от 1.01.2006.
Одна из главных задач ОЭЗ – привлечение в регионы долгосрочных иностранных инвестиций для развития обрабатывающей промышленности и наукоемких производств. Надо отметить, что наукоемкий комплекс Татарстана нуждается в активной внешнеэкономической поддержке, заключающейся в создании благоприятных условий для формирования совместных с зарубежными партнерами предприятий по выпуску отечественной наукоемкой продукции и дальнейшего ее продвижения на внешние рынки.
В Республике Татарстан будут созданы к 2010 году не менее 7 индустриальных парков, одна ОЭЗ промышленно -производственного типа и одна ОЭЗ технико-внедренческого типа в городе Елабуга (производство автокомпонентов и нефтехимической продукции) с общим объемом добавленной стоимости около 2 млрд. рублей в год.
ОЭЗ призваны также решить одну из актуальных задач, а именно отработки механизма взаимодействия предприятий наукоемкого бизнеса, промышленности, научных организаций, органов власти и управления по использованию потенциала научно-технического комплекса в интересах республики. Посредством ОЭЗ реализуется достаточно гибкая организационно-управленческая форма интеграции науки и производства, показателем эффективности которых становится скорость коммерциализации знаний и научных достижений в товар, пользующийся спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Кроме того, резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение первых пяти лет работы. Предусматриваются также амортизационные льготы: налогоплательщики- организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный повышенный коэффициент, но не выше 2. В п.2. ст.262 налогового кодекса дополнен абзацем, расширяющим льготы на проведение и финансирование НИОКР. В соответствии с ним расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями зарегистрированными и работающими на территории ОЭЗ, признаются в том отчетном году, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Следует отметить, что в Республике Татарстан апробирован инструментарий развития инфраструктуры инновационного развития, в то же время существующая система содействия развитию науки и технологий не в полной мере нейтрализует негативные тенденции, характерные для трансформационной экономики региона. Более того, в республике не до конца сформирован рынок инновационной продукции. Длительное время ошибочно предполагалось, что инновационный рынок сам по себе сформирует новую систему отношений и инфраструктуру, сам определит источники его финансового и информационного обеспечения, а также сам образует теоретическую базу (под которой подразумевается проведение фундаментальных научных исследований), без которой развитие новых технологий представляется немыслимым.
Для решения такого комплекса задач появляется необходимость в хорошей информационной базе, которая оперативно, достоверно и полно отражала бы состояние рынка новой продукции, номенклатуру спроса и предложения, динамику показателей технико-экономического уровня продукции, а также ее связь с ценой. К сожалению, подобной базы в РТ не существует в должном объеме, основной причиной является отсутствие систематизированной базы данных. Более того, несмотря на заметное в последнее время активизацию инновационных процессов, в Татарстане, остается много нерешенных задач:
1. Недостаточно задействованы административные ресурсы для активизации инновационной деятельности.
2. Низкая организация совместной работы элементов инновационной инфраструктуры и как следствие слабая интеграция инновационных ресурсов.
3. Отсутствие четких критериев инновационных проектов.
4. Несовершенство системы сбора информации об инновационной деятельности республиканских предприятий и организаций.