Механизм взаимодействия инфраструктурных элементов с инновационными предприятиями
Последнее время прорабатываются возможности активизации инновационной деятельности через комплекс мер по взаимодействию с чисто рыночными структурами. Это объясняется тем, что большинство крупных предприятий с большими накладными расходами, и как следствие, с большими долгами не имеют возможности эффективно развиваться и оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Другими словами, они подвержены в большей степени инновационной инертности в отличие от малого наукоемкого предпринимательства. Через реструктуризацию этих предприятий, посредством малого и среднего предпринимательства с вовлечением новых идей в высокорентабельный финансово-промышленный оборот появляется возможность внедрения механизма рыночных отношений в промышленность Татарстана. Специфика сложившейся ситуации состоит еще и в наличии значительных фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров, уникальной научно-производственной базы, которые слабо задействованы в процессе реализации конкретных инноваций.
Вопросам и исследованию технологического трансферта, а также усилению взаимосвязи «наука-производство» со стороны институтов власти в республике уделяется достаточно внимания. В республике имеется достаточный опыт формирования элементов инновационной инфраструктуры. Первая волна их создания была в середине 90-х годов, и следует отметить, что созданные научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, показали свою эффективность. Однако к началу 2000 года было отмечено, что создание чисто технопарковых структур не дает значимого экономического эффекты и многие технопарковые структуры были упразднены. В тоже время в республике не отказались от такого элемента инновационной инфраструктуры, как технопарк, была сформирована новая концепция их создания в основе которой было положено создание современной системы делового информационного обмена и комплексная поддержка малого наукоемкого предпринимательства через систему инновационных и рыночных элементов.
На сегодняшний день базовым элементом инфраструктурного обеспечения инновационного развития Республики Татарстан является технопарк «Идея». На территории технопарка существует бизнес-инкубатор, где происходит проработка идеи, пробный выпуск продукции осуществляется на площадях Центра инновационного бизнеса, серийный выпуск осуществляется уже при содействии технопарка. Также технопарк ежегодно проводит «Венчурную ярмарку инновационных проектов» на базе выставочного комплекса «Казанская ярмарка».
В мае 2007 года технопарк «Идея», IBM, Инвестиционно -венчурный фонд РТ объявили о начале сотрудничества в области разработки стратегии, построения бизнес-плана и проведения маркетинговых исследований по созданию технологического центра IT- разработок встроенных IT- систем. В 2004 году были образованы: Камский индустриальный парк (КИП) «Мастер» - это единственный пример функционирования технопарка, ориентированного на машиностроительную отрасль. КИП «Мастер» выступает связующим звеном для представителей малого, среднего и крупного бизнеса; Производственный технопарк «Идея-Юго-Восток», он был образован технопарком «Идея» совместно с компанией «Татнефть», при поддержки Правительства Республики Татарстан.
Кроме того, в рамках программы развития малого наукоемкого бизнеса технопарк тесно сотрудничает с Агентством по поддержке малого предпринимательства, венчурным фондом, инновационным фондом Республики Татарстан, центром инновационных технологий, университетскими технопарками при Казанском государственном технологическом университете и Казанском государственном техническом университете.
В свою очередь следует отметить, что эффективность элементов инновационной и рыночной инфраструктуры напрямую зависит от степени поддержки как со стороны федеральных и региональных властей. Без государственного регулирования инновационной инфраструктуры их деятельность не будет столь эффективной.
Поэтому в рамках программы инновационного развития Республики Татарстан были сформированы следующие задачи на период до 2010 :
- развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей прогнозные темпы роста валового регионального продукта (ВРП);
- увеличение доли инновационной продукции в составе ВРП (ежегодный рост не менее 2%);
- увеличение доли ВРП от предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса (не менее 30% в 2010 и 37% в 2015).