Общеметодологические вопросы формирования инфраструктуры устойчивого развития
Механизм неотделимости зависит от взаимодействия инновационного и рыночного фактора, с учетом наличия формальных и неформальных институциональных составляющих (институциональная среда). Это приводит к двум направлениям инфраструктурного обеспечения инновационного типа устойчивого развития, а именно:
1.Для улучшения условий формирования устойчивого развития.
2.Определения, в какой степени существующие элементы инфраструктурного обеспечения способствуют условиям формирования.
В зависимости от качественного и количественного состава инфраструктурного обеспечения и соответствующего направления можно сформулировать типологию инфраструктурного обеспечения: «формирующее» и «способствующее». При этом второй тип обеспечивает первый, поскольку элементы инфраструктурного обеспечения рассматриваются нами в условиях поэтапного их включения в процесс обеспечения устойчивого развития. Если предприятия промышленного комплекса, на данный момент, не входят в индустриальный кластер, то здесь можно рассматривать наличие латентного или потенциального кластера.
Следует обратить внимание на то, что сопутствующее инфраструктурное обеспечение может быть представлено как «инфраструктура среды поддержки», здесь мы может говорить о том, что инфраструктурные элементы также нуждаются в процессе обеспечения (см. рис. 1.3.2).
Предложенную типологию мы рассматривали, в рамках кластерного подхода, поскольку каждый тип характерен для случая, когда предприятия промышленного комплекса интегрируют в тот или иной промышленный кластер. Кроме того, процесс кластеризации в рамках институциональных соглашений является скорее стихийным процессом, чем планируемым, поэтому кластерный подход также должен учитывать возможность формирования потенциальных и латентных кластеров. Так как именно потенциальные кластеры обеспечивают развитие промышленного предприятия на основе процесса коммерциализации произведенного продукта, услуги или технологии, а латентные кластеры формируют условия, на базе которых существуют индустриальные кластеры. Таким образом, можно рассматривать латентные кластеры как совокупность структурных и инфраструктурных элементов обеспечивающих инновационное развитие промышленного комплекса как внутри кластера, так и отдельно.
Также следует отметить, что при данной типологии, процесс инфраструктурного обеспечения устойчивого развития, должен основываться на неоинституциональный концепции, сформулированной в книгах О.Уильямсона «Рынки и иерархия» (1975) и «Экономические институты капитализма» (1985). Сущность концепции заключается в том, что экономическая наука должна интегрировать следующие направления:
1. Правовое (имущественное и контрактное законодательство).
2. Поведенческое (рациональные ожидания и действия на базе доступного доступа к полной и надежной информации).
3.Организационное (распределение власти и ответственности).
4. Трансакционное (издержки трансакций определялись К.Арроу, как издержки управления экономической системой, т.е. установления и поддержания связей между ее элементами).
Таким образом, в рамках неоинституционального подхода целью
инфраструктурного обеспечения является - создания инновационно- ориентированных управленческих структур адаптированных под специфику промышленного комплекса, обеспечивающих экономию на издержках трансакций.
В рамках именно кластерного подхода данная цель становится элементом промышленной политики, что обеспечивает ее скорейшее достижение. Однако, для достижения цели требуется решение некоторых задач:
- создание инновационных и латентных кластеров (латентные кластеры формируют условия, на базе которых существуют индустриальные кластеры);
- формирование новой деловой культуры;
- концентрация средств и возможностей для оказания широкого спектра услуг в области инновационной деятельности;
- избирательность мер государственной и региональной поддержки инфраструктуры инновационного развития;
- рациональное размещение относительно потребителей инноваций.
Кроме того, инфраструктурное обеспечение способствует становлению, упрочению устойчивого развития промышленного комплекса. Здесь следует отметить, что процесс формирования инфраструктурного обеспечения строится по следующим принципам: