Общеметодологические вопросы формирования инфраструктуры устойчивого развития
5) блок предприятий и организаций сервисного обслуживания, в том числе транспортных, энергетических, строительных, ремонтных, монтажных и т. п.;
6) блок фирм и организаций, предоставляющих различные интеллектуальные услуги (экспертиза, аудит, консалтинг, инжиниринг);
7) блок информационного обеспечения, включающий предприятия связи, радио, телевидение, вычислительные центры, банки данных, рекламные агентства;
8) блок кадрового обеспечения, обучения, повышения квалификации и обмена опытом, включающий различные учебные институты, центры, курсы, профучилища, дома техники, бизнес-инкубаторы и т.д.;
9) блок организаций, обеспечивающих функционирование экономического механизма, финансово-ресурсную, правовую и административно-организационную поддержку инновационного предпринимательства. В этот блок входят банки, финансовые, юридические, административные, налоговые, таможенные службы, региональные инновационные и инвестиционные фонды, венчурные и лизинговые фирмы и т. д.
Приведенные выше блоки трансформируются в инновационн-индустриальные кластеры и существуют по спектру от тесных связей, преобладающих на местах, до сопряженных фирм в одинаковых отраслях промышленности. Отметим, что инновационные кластеры не являются ни взаимоисключающими, ни исчерпывающими для большинства промышленных кластеров, которые могут быть идентифицированы в ходе дальнейших эмпирических исследований. Однако ясно, что инновационно-индустриальные кластеры характеризуются больше своей разнородностью, нежели подобием [154].
Инфраструктурный подход позволяет выделить магистральные направления поддержки промышленных предприятий внутри кластера. В некоторых промышленных комплексах, формирование инновационных кластеров является фактором, способствующим правильной организации взаимодействия между инновационными предприятиями промышленного комплекса и элементами инфраструктуры инновационного типа развития. Именно всесторонне обоснованный и взвешенный выбор оптимальной модели развития инновационно-индустриальных кластеров и инфраструктуры гарантирует создание наиболее благоприятного социально-экономического и организационного климата для усиления диффузии нововведений, ускоренного внедрения особо прогрессивных научно-технических разработок и перехода к инновационному типу устойчивого развития. Таким образом, инфраструктурный подход позволяет рассматривать процесс трансформации элементов и агрегатов инфраструктуры устойчивого развития в любых условиях.
Методологические исследования теории инфраструктуры, в своей основе рассматривают эволюционный этап развития экономических систем, в рамках концепции воспроизводства. Во многих исследованиях, инфраструктура рассматривается как комплекс элементов, которые обеспечивают темпы воспроизводственных процессов. Если элементы инфраструктуры отстают от производственной структуры, то происходит замедление воспроизводственных процессов. Как отмечает Е.Г. Русскова, сложность организации инфраструктуры определяется сложностью хозяйственной системы. Поэтому, на наш взгляд, концептуально важным является рассматривать инфраструктуру как инвариантную подсистему, формирующую условия для устойчивого развития.
Выводы по первой главе:
1. В рамках прогностической концепции, разработана теоретико-методологическая основа формирования устойчивого развития, включающая в себя совокупность принципов экономического целеполагания, общенаучного характера, с помощью которых возможно обоснование типа устойчивого развития.
2. Уточнена категория «инновационный тип устойчивого развития» на мезоуровне (на уровне крупного производственно-хозяйственного промышленного комплекса).
На наш взгляд, устойчивое развитие крупного производственно-хозяйственного комплекса - это способность сохранять устойчивое функционирование каждого предприятия и организации, входящих в его состав при условии их ориентации на инновационный тип развития.
3. Предложен методологический подход (инфраструктурный подход) к инфраструктурному обеспечению инновационного типа устойчивого развития.
Устойчивое развитие достигается при условии наличия гибкого инвариантного инфраструктурного механизма обеспечивающего инновационный тип устойчивого развития каждого элемента входящего в систему.