Общеметодологические вопросы формирования инфраструктуры устойчивого развития
Инфраструктура является одной из составляющих любой экономической системы не зависимо от ее типа. Поэтому основное ее функциональное предназначение функция обеспечения. Мы рассматриваем инфраструктуру в рамках теории устойчивого развития, где она является обеспечивающим механизмом.
В своих работах Федько В.П. впервые сформировал концептуальное ядро теоретико-методологического характера, основанное на исследовании объективности изменений в формировании механизма устойчивого развития промышленности на основе повышения роли инфраструктуры. При этом инфраструктурный комплекс рассматривается с учетом логистической составляющей, на основе системности входящих и выходящих товаропотоках предприятий промышленности [ ].
Методология исследования инфраструктуры была сформирована в рамках эволюционного подхода, когда теория инфраструктуры развивалась в рамках развития хозяйственных систем. При этом большинство исследователей склонны считать, что теория инфраструктуры, не смотря на достаточную изученность, еще нуждается в некоторых системных доработках. Постоянные изменения во внешней среде, стратегии и концепции развития экономических систем, предполагают дополнение существующих методологических подходов к определению роли инфраструктуры в устойчивом развитии.
Процесс формирования инновационного типа устойчивого развития на мезо уровне, основан на взаимосвязи, между триадой «промышленный комплекс – институты – наука». Как отмечалось выше, усиление данного процесса происходит в рамках кластерного подхода, где наряду с территориальной концентрацией предприятий присутствует сеть учреждений, поддерживающих инновационные предприятия данной территории, т.е. инфраструктурное обеспечение.
Категория «инфраструктура» (лат. infrastructura), рассматривается как совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них общий фундамент, опору. Основное назначение — упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Системными признаками инфраструктуры являются:
- целостность;
- структурность;
- инвариантность.
Целостность предполагает, что все элементы инфраструктуры взаимозависимы и взаимообусловлены. Структурность позволяет выделять функциональную принадлежность каждого элемента. Инвариантность – рассматривается как возможность использования фрагментарного инфраструктурного участия при условии неизменности целостности и структурности.
Методологические исследования инфраструктуры основаны на применении следующих подходов:
- отраслевого;
- функционального;
- факторного;
- инновационного;
- кластерного;
- институционального.
В рамках отраслевого подхода, инфраструктура рассматривалась как совокупность отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства, что отражено в работах Ю.Л. Александрова, А.М. Игнатьева, А.В. Сидоровича. При этом инфраструктура рассматривалась вне экономической системы.
Функциональный подход, также основываясь на воспроизводственном аспекте, рассматривает инфраструктуру как совокупность материально-технических объектов, обеспечивающих необходимые условия для формирования и эффективного функционирования хозяйственных структур (К. Макконел, С. Брю).
Как отмечает Суслова Ю.Ю., предпосылкой теории инфраструктуры является процесс воспроизводства. Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства и реализации, материальных благ и услуг, а также это процесс производства самих производственных отношений. Именно воспроизводственный аспект позволил инфраструктуру рассматривать как целостную подсистему экономики.
В работах О.В. Инщакова и Е.Г. Руссковой, инфраструктура рассматривается как подчиненная экономическая подсистема, испытывает стимулирующее воздействие внешних факторов по мере усиления взаимосвязей между хозяйствующими субъектами субъектами в процессе обмена товарами и услугами.
Поскольку данное исследование касается инновационного устойчивого развития, то на наш взгляд следует рассматривать категорию «инфраструктура» в рамках инновационного подхода.
В работе О.Б. Стрекалова, инфраструктура рассматривается как совокупность организационных факторов, материальных средств и условий сферы обслуживания науки и производства, обеспечивающих на системной основе устойчивое развитие инновационных процессов и восприятие обществом результатов, достигаемых в ходе их осуществления.