Особенности налоговой системы РФ.
Основной элемент при создании благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций – налоговая реформа. В последние годы органы законодательной власти предпринимали неоднократные попытки осуществить налоговую реформу. И кое-что в этой области удалось: отменен специальный налог на добавленную стоимость, уже не облагается налогом на прибыль «сверхнормативная» заработная плата, а также существенным этапом ее стало введение Налогового Кодекса РФ. С его помощью создалась единая законодательная и нормативная база налогообложения.
Ключевые задачи политики российского государства в области налогов в самом общем плане состоят, во - первых, в создании благоприятного налогового климата для роста уровня и эффективности производства и инвестиций, для увеличения доходов и занятости населения. Во - вторых, в наращивании налоговых поступлений в бюджет. Чтобы достичь обеих целей предстоит резко повысить собираемость налогов, т.е. соотношение их фактических поступлений и налогового потенциала, под которым понимается максимально возможная в данный момент их величина. Повышение собираемости налогов в Российской Федерации, таким образом, становится одной из ключевых задач налоговой политики. Причем это необходимо делать не за счет роста налогового бремени, а за счет более решительного осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы.
Работу налоговых органов осложняет наличие многочисленных противоречий и дефектов в собственно налоговом законодательстве и в подзаконных нормативных актах. Не законопослушные налогоплательщики используют все имеющие дефекты нормативной базы и недостатки налогового администрирования для уклонения от уплаты налогов. Пресечь эти негативные явления, подавить «теневой» оборот товаров только административными методами невозможно: необходимо существенно улучшить технику и технологию налогообложения, устранить коллизии и дефекты правовой базы налогового регулирования, а главное, сделать уклонение от уплаты налогов экономически невыгодным для граждан и предприятий. Сейчас же последним выгодно именно уклоняться от выполнения налоговых обязательств путем, как прямого нарушения законодательства, так и получения всевозможных привилегий, отсрочек и т.п.
В дальнейшем необходимо произвести сокращение налоговых льгот, но такое сокращение не должно быть механическим, Правительству РФ необходимо выработать четкие критерии предоставления налоговых льгот. Массовые налоговые льготы для одних, означают высокие налоговые ставки для других. Чтобы конкурировать на рынке с тем, кто такие льготы имеет, нужно скрывать свои доходы, сокращая, таким образом, свои налоги.
Основной акцент должен быть сделан на предоставление налоговых льгот приоритетным видам хозяйственной деятельности. Различные социальные группы должны получать не налоговые льготы, а прямую помощь из расходной части бюджетов всех уровней.
Необходимо постепенно отказываться от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.
Вместо неэффективного контроля над доходами государство должно переходить к обложению налогами отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и так далее, то есть произведенных расходов, само наличие которых свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности. Важнейшую роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции, включая вывоз капитала, а также рентные платежи.
Теневая экономика должна облагаться подобными налогами автоматически, то есть по наличию определенных объектов налогообложения. Таким образом, будет теряться смысл сокрытия доходов и хозяйственной деятельности, если, конечно, сама эта деятельность не является чисто криминальной. Произойдет экономический отказ предпринимателей от теневой хозяйственной деятельности, что неизбежно приведет к увеличению доходной базы бюджетов всех уровней.