Особенности налоговой системы РФ.
Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае – состояние доходной части бюджета, будет зависеть в основном от двух весьма влияющих друг на друга критериев. Первый и основной из их – развитие налоговой базы, т.е. общая ситуация в экономике, особенно в ее базовых отраслях; второй – налоговая система страны. Ибо от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т.д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу. Есть еще и третий критерий – организация и эффективность налоговой службы государства.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 года более стройной структурой российского налогового законодательства.
До 01.07.99 года общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы и пошлины определял Закон РФ № 2118 –1 от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[16]. С введением первой части Налогового Кодекса РФ ФЗ от 31.07.98г. №146 расширилось понятие налога, сбора и впервые ввелось понятие налогового агента.
Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:
уплачивать законно установленные налоги;
встать на учет в органах ФНС РФ, если такая обязанность предусмотрена Налоговым Кодексом;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать,
если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять налоговым органам необходимые для исчисления уплаты и налогов документы и сведения;
выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги;
сообщать об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок;
сообщать о прекращении своей деятельности не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
об изменении своего местонахождения, о внесении дополнений в учредительные документы – в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения;
нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с Налоговом Кодексом РФ введена трехуровневая система налогообложения физических лиц: федеральная, региональная и местная.
Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
Порядок их зачисления в бюджет, размеры их ставок, объекты обложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Федеральные налоги формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов – это региональные налоги. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства.