Особенности налоговой системы РФ.
К местным налогам, т.е. налогам городов, районов, поселков и т.д., взимаемым с населения, относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу. Устанавливаются местные налоги законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов, районов, в городах и сельской местности или иного административного образования. К особенностям местных налогов относится то, что:
некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории (земельный налог, налог с имущества физических лиц и др.). Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;
другая часть (налог на рекламу и др.) могут вводится районными и городскими органами государственной власти.
Законы о порядке взимания налогов с физических лиц определяют, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверхустановленного названным Законом перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков. Несмотря на направление налогов в бюджеты соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный или внебюджетные фонды) принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов в соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисления от федеральных налогов. Контроль за уплатой налогов во внебюджетные фонды возложен на ИФНС.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.
Таким образом, «Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.»[17]
Тем не менее, действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны отечественных представителей, иностранных инвесторов, простых граждан. Некоторыми из недостатков является: излишне фискальный характер налоговой системы; низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой, по сравнению с западными странами, оплате труда; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет, частые изменения отдельных налогов и многое другое.
Конечно же, налоговая система нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой выхваченных из опыта зарубежных стран. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но и предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия о проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К тому же, финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство.