Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг.
Поддержка предприятиям оказываться при наличии программы финансового оздоровления и повышения производственной эффективности, а также при условии взятия ими на себя ряда обязательств по:
- радикальному сокращению либо полной отмене премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту компании;
- обеспечению полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности;
- безусловному выполнению требований Трудового кодекса в части обязательств работодателя при увольнении работников, а также обеспечению приоритетного сохранения рабочих мест для уязвимых категорий работников - инвалидов, беременных женщин;
- урегулированию отношений с поставщиками и подрядчиками;
- формированию программы инновационного развития компании, включающей мероприятий по повышению энергоэффективности, разработке и выводу в перспективе на рынки новой продукции, внедрение на производстве технологий мирового уровня.
Предприятия, получившие государственную поддержку в рамках реализации антикризисных мер, будут обязаны представить по итогам 2010 года полный отчет о выполнении ими заявленных программ реструктуризации и повышения эффективности, а также иных обязательств, которыми обусловлено выделение господдержки. У предприятий, которым выделена крупная финансовая поддержка, такая отчетность должна быть публичной.
В дополнение к федеральному перечню сформирован Перечень предприятий регионального значения, мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти.
На госгарантии по кредитам предприятий (как стратегических предприятий ОПК, так и иных предприятий, отобранных в утвержденном правительством порядке) в 2010 году в федеральном бюджете предусмотрено до 300 млрд. рублей.
Для всех предприятий в 2010 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.
В части стимулирования внутреннего спроса на продукцию российских предприятий предпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и по стимулированию спроса со стороны частного сектора и населения.
Совершенствуются бюджетный процесс и система государственных закупок в целях создания возможностей лизинговых операций при госзакупках. Ведется работа по регламентации процедур закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров. Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2010 г. будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).
Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции в форме возмещения российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках.
Принятые решения о финансовой поддержке уже реализуются. С начала 2010 года 24 российским экспортерам возмещена часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на сумму более 1,48 млрд. рублей.
До 1 января 2011 года приостановлено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере не менее 100 процентов при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации.