Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг.
-Проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала. Именно инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритетом бюджетных расходов: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий. Именно эти сектора должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях - в науке, исследованиях и разработках, в промышленности и инфраструктуре.
-Усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста. Структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов. Последовательная демонополизация и развитие конкуренции, без чего все меры стимулирования спроса не будут эффективными.
Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Поэтому важную роль в преодолении кризиса будет играть тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку. Такое сотрудничество обеспечено как на основе двустороннего сотрудничества с отдельными странами, так и в рамках международных организаций (G8 и G20, АТЭС, ШОС и др.). Россия проводит активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики и финансов.
Необходимость решения текущих экономических проблем не отменяет стратегический курс правительства, основой которого является модернизация. Соответствующие приоритеты определены правительством в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. В таблице 2.1 приведены некоторые из них.
Таблица 2.1
Основные направления антикризисного регулирования
Создание правовой основы экономической деятельности государства |
Макроэкономическая стабилизация |
Создание общественных благ |
Проведение фискальной политики |
Регулирование внешних (побочных) эффектов |
Поддержка малого бизнеса |
Проведение антимонопольной политики |
Регулирование внешнеэкономической деятельности |
Создание инфраструктуры |
Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики |
Государственное предпринимательство |
Обеспечение экологической безопасности |
Перераспределение доходов |
Устойчивый экономический рост основывается на незыблемости и защищенности частной собственности. В ходе реализации антикризисных мер во многих странах происходит возрастание доли государства в собственности, особенно это касается промышленности и финансового сектора. Эти процессы являются вынужденными в условиях противодействия кризису. По мере стабилизации социально-экономической ситуации государство будет сокращать свою долю во владении промышленными и финансовыми активами. Будет проведена приватизация в интересах эффективного собственника. Приватизация проводится по заранее известным правилам и с обеспечением необходимой прозрачности.