Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан
Степень саморегуляции и государственного регулирования существенно различна в разных структурных элементах системы и не всегда адекватна природе финансовых рынков и институтов. Эта дифференция имеет объективную основу, вместе с тем она обусловлена и субъективными причинами. Саморегуляция характерна для кредитной системы, фондового и валютного рынков. Регулирование особенно присуще денежному обращению, налоговой и бюджетной подсистемам. Однако законодательно не определено, что в условиях кризисных ситуаций государственное регулирование резко усиливается. Это актуально, к примеру, для валютного рынка, для формирования эффективного курса национальной валюты. До последнего времени применявшийся режим свободного плавания официального курса национальной валюты не являлся чистым, а соединял в себе и элементы регулирования со стороны Национального Банка РК («грязное плавание»). Сейчас обозначилась тенденция полного ухода НБ с валютного рынка за исключением особых случаев (спекулятивные атаки на валюту и др.), когда участие Национального банка необходимо для стабилизации ситуации. Курс валюты сильно зависит от динамики мировых цен на сырье, составляющее основу экспорта страны. В этих условиях влияние монетарных факторов закономерно снижается.
При параллельном хождении в денежном обращении двух валют-тенге и американского доллара степень долларизации экономики остается достаточно высокой. Проблема эта должна решаться посредством рационального валютного регулирования Национальным банком Казахстана.
Индикатором рациональности такого управления денежно-финансовой системой может служить, в частности, уровень возврата капитала в страну. В связи с проведением легализации капитала и имущества предпринимателей увеличивается приток капитала в страну. Косвенным свидетельством продолжения
этого процесса служит резкий рост спроса на недвижимость в городах, особенно в Астане, Алматы, Атырау и др. и объясняемый им скачок цен на жилье. Приток капитала занимает, конечно, определенную долю в динамике спроса наряду с другими факторами (рост доходов населения, ипотечное кредитование и др.)
Недостаточная «прозрачность» системы и повышенный уровень теневого оборота финансовых ресурсов. Задача эта актуальна в отношении республиканского и местных бюджетов, особенно, Национального фонда, других государственных фондов, финансовой деятельности различных компаний и фирм, где не исключена, по-видимому, т.н. двойная бухгалтерия. По данным Агентства РК по статистике, масштабы теневого сектора экономики в 2002г. составляли 20-25% ВВП. В то время как нормальным уровнем считается 5% ВВП (легальная экономическая деятельность, не учитываемая официальной статистикой, не подлежащая налогообложению и не включаемая в ВВП). С ограниченной прозрачностью связана проблема одновременного функционирования тенге и доллара в стране, это усложняет управление денежным обращением, снижает эффективность системы. Легализация капитала и имущества создает условия для экономического роста, стабилизации финансового сектора.
Устойчивость денежно-финансовой системы в целом подвержена значительным колебаниям (от кризисного состояния до устойчивого развития).
Об этом можно судить по показателю общей платежеспособности всех экономических субъектов.
Самое главное, в денежно-финансовой системе инвестиционные, кредитные, иные решения и действия должны предприниматься на основе преимущественно нелинейного подхода, нелинейного стиля мышления, предполагающего необходимость экономической свободы субъектов, самоорганизации сложной системы при минимальном, самом необходимом государственном регулировании, постоянного приспособления к изменяющимся условиям и факторам.