Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан
За годы независимости в Республике Казахстан в сфере экономики осуществлены радикальные трансформационные преобразования. В 2002 году США и Европейский Союз присвоили Казахстану статус страны с рыночной экономикой.
Как формирующийся и развивающийся процесс, денежно-финансовая система имеет высокие темпы эволюции. По динамизму структуры, параметров роста, темпам экономических реформ Казахстан опережает другие страны СНГ, постепенно сокращает стартовые отставания от давно устоявшихся финансовых систем в Европе, Америке и Юго-Восточной Азии.
В настоящее время формируется казахстанская модель денежно-финансовой системы. Основные ее особенности заключаются в следующих положениях:
1.Складывающаяся модель денежно-финансовой системы в РК основывается на адаптации мирового опыта к специфике страны. Очевидно, принимаются во внимание разработки и предложения отечественных ученых и специалистов.
Модель финансового сектора в РК имеет, по крайней мере, общие черты с германской и норвежской моделями. В то же время, конечно, она отражает экономические, социальные, этнокультурные и геополитические особенности страны. С германской моделью Республику Казахстан сближает преобладающее значение корпоративных инвесторов, ведущая роль банковского сектора среди прочих финансовых институтов. Это обстоятельство в нашей стране стало общепризнанным, Государственная денежно-кредитная и финансовая политика во многом ориентирована на использовании западноевропейского опыта, прежде всего, германского. Однако, недостаточно придается значение более полному использованию норвежской практики построения финансовых отношений. Между тем, национальные экономики РК и Норвегии имеют ряд схожих моментов принципиального плана. Здесь имеются в виду высокий уровень развития нефтяной промышленности в обеих странах, занимающей ведущее место в структуре экономики и формировании государственных бюджетов, создание национальных нефтяных фондов. В системах налогообложения и там и здесь существуют рентные налоги на добычу нефти, в бюджетной сфере имеются значительные социальные гарантии государств населению, бюджеты имеют большую социальную направленность. При наличии ряда существенных совпадающих моментов денежно-финансовые системы РК и Норвегии в значительной мере являются аналогами, в перспективе их определенная схожесть, по-видимому, будет сохранять свое значение.
Однако полной аналогии не существует и в принципе не может существовать. Поскольку рассматриваемая система у нас еще находится в стадии развития, она еще в полной мере не соответствует ни одной из известных моделей. От англо-американской модели она отличается относительной неразвитостью фондового рынка, а от немецко-японской - недостаточным уровнем развития банковской системы (по европейским меркам и стандартам). Казахстанская модель занимает промежуточное положение и характеризуется определенной незавершенностью формирования системы и отставанием от развитых стран, усилением роли государства в регулировании денежно-финансовых отношений. Республика Казахстан обладает своими качественными особенностями. В их числе такие факторы, как незавершенность денежно-финансовой системы, отставание страны по уровню экономического развития от западных государств, различия в материальном благосостоянии граждан, в показателях человеческого развития, состоянии экологии и охраны окружающей среды и др. Вследствие всего этого степень участия государства, его финансовых институтов в функционировании и развитии денежно-финансовой системы в РК гораздо выше должна быть, чем в Норвегии, Германии и других развитых странах. Иначе говоря, различны уровни
либерализации финансовых отношений, управляемости и регулируемости систем. В западных моделях более реализованы принципы нелинейной экономики, чем в нашей стране. При этом нельзя не отметить, что в Казахстане быстро сокращается отставание в сфере реформирования финансовых отношений. Следует подчеркнуть: при наличии как общего, так и особенного в экономиках РК и любой другой страны адекватные исходные состояния в последующем неизбежно изменятся по разным траекториям, которые, словно веер, будут расходиться из одной точки в разные стороны.
2. В результате проведенных реформ и начинающегося перехода к международным стандартам, в частности, Европейского Союза, финансовый сектор в своем развитии опережает нефинансовый сектор экономики, на макроэкономическом уровне финансовые услуги растут быстрее внутреннего валового продукта страны. Эти тенденции являются весьма примечательными.