Укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов
Ассоциация эффективно отстаивала интересы банков в органах государственной власти. В частности, благодаря усилиям АРБ и банковского сообщества вопрос об НДС-счетах отложен как минимум до 2006 года. При участии АРБ сформирован правительственный пакет законопроектов по проблемам формирования рынка доступного жилья, в том числе развития ипотечного кредитования. Банки, не в полной мере отвечающие требованиям Таможенного кодекса РФ, сохранили статус уполномоченных.
АРБ развернула работу по развитию инфраструктуры банковского рынка и расширению взаимодействия членов банковского сообщества, в том числе для выработки совместных решений по вопросам банковской деятельности. В частности, в 2003 году было зарегистрировано Национальное бюро кредитных историй АРБ. Работает Третейский суд АРБ, призванный быстро и эффективно разрешать споры между кредитными организациями и их клиентами.
Основную задачу национальной банковской системы на современном этапе Съезд видит в обеспечении экономики страны финансовыми ресурсами в объемах, необходимых для удвоения ВВП к 2010 году. Для обеспечения финансовых потребностей страны необходимо ускоренное развитие национальной банковской системы, в первую очередь интенсивное наращивание ее капитала и ресурсной базы в целом и повышение конкурентоспособности российских банков.
Несмотря на интенсивный рост капитала банков, его отношение к ВВП в России все еще в 3-5 раз ниже, чем в развитых и ряде развивающихся стран мира. Инвестирование средств в капитал российских банков затруднено регулятивными нормами и в условиях высокой рентабельности экспортоориентированных отраслей является экономически неоправданным для инвесторов. В 2003 году взносы акционеров в уставный капитал банков обеспечили всего 3,1% прироста ресурсной базы.
Банки испытывают серьезные трудности при привлечении ресурсов, особенно долгосрочных. В отличие от развитых и ряда развивающихся стран, несмотря на значительный рост, депозиты населения пока играют незначительную роль в структуре обязательств большинства крупнейших российских банков.
Кроме того, в настоящее время вклады физических лиц реально являются средствами до востребования, поскольку фактически законодательно запрещено заключение договора банковского вклада без права вкладчика на его досрочное изъятие.
Значительная часть привлекаемых банками вкладов и депозитов на бесплатной основе отвлекается в Фонд обязательных резервов. В настоящее время нормативы отчислений в ФОР составляют в России 7-9%, что в 2-3 раза выше, чем в развитых странах.
Бюджетным законодательством фактически запрещено размещение бюджетных средств в банках, что неизбежно приводит к сокращению их ресурсной базы. Вместе с тем, размещение бюджетных средств на банковские депозиты является обычной практикой в развитых странах.
В связи с неоправданным ограничением возможностей банков по привлечению долгосрочных ресурсов сохраняются значительные разрывы между объемом потенциального спроса на кредиты со стороны предприятий нефинансового сектора и реальными объемами кредитования. Спрос экономики на долгосрочные ресурсы удовлетворяется банками не более чем на 20%.
Принципиально важным является развитие рынков потребительского, ипотечного кредитования, операций на фондовом рынке, создание и внедрение национальной платежной системы, развитие документарных операций, совершенствование взаимодействия банков и страховых, лизинговых, факторинговых компаний, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.
Рентабельность активов банков к концу 2003 года составила 2,7%, а собственного капитала - 15,4%, что значительно ниже, чем в экспортоориентированных отраслях российской промышленности.
Съезд констатировал, что принятые в последнее время инструкции и положения Банка России существенно усложняют отчетность банков, отвлекают ресурсы и усилия персонала на выполнение огромной технической работы.
Особого внимания требует вопрос насыщения регионов России банковскими услугами. Участники Съезда пришли к единому мнению, что в банковской системе России должны присутствовать как крупные многофилиальные организации, так и жизнеспособные и устойчивые региональные банки. Ускоренное развитие региональных банков и расширение филиальной сети в регионах – необходимое условие подъема российской экономики.
В последние годы в России осуществляется либерализация валютного законодательства. Участники Съезда высказались за то, что принимаемые решения в сфере валютного регулирования и валютного контроля требует взвешенного подхода и должны основываться на следующих принципах: